Прогноз при выздоровлении и протезировании зубов, ранее леченных резорцин-формалиновым методом

Прогноз перелечивания и протезирования зубов, леченных резорцин-формалиновым методом

До недавнего времени в лечении зубов широко применялся метод резорцин-формалина. Он заключался в заполнении корневых каналов смесью резорцина и формалина. Эта смесь обладает бактерицидными свойствами, способна связывать без расширения и «запечатывать» корневой канал. Сделать это несложно, такая начинка не требует специальных навыков или специального оборудования. По этой причине более тридцати лет назад до 80% заболеваний пульпы моляров и премоляров лечились резорцин-формалином.

Зачем перелечивать такие зубы?

Использование смеси резорцина и формалина имеет ряд недостатков:

Не обеспечивает плотного заполнения корневого канала. По этой причине инфекции могут прогрессировать или возвращаться даже при тщательном лечении. Формалин гигроскопичен. Он «вытягивает» влагу из костной ткани, которая в результате становится хрупкой и ломкой. Дентин также становится хрупким. Он настолько теряет прочность, что легко рассыпается под стоматологическими инструментами. Из-за токсичности ингредиентов смеси после пломбирования может произойти атрофия десны, рецессия окружающих мягких тканей зуба и обнажение корневой шейки. Заполнение смесью резорцина и формалина убивает нерв, поэтому леченный таким образом зуб не вызывает боли. Если воспаление продолжается, симптомы отсутствуют долгое время. Симптомы проявляются на запущенной стадии. Цвет дентина варьируется в зависимости от отдельных компонентов смеси: он может быть темным, серым, коричневым или розоватым. Обесцвеченный дентин просвечивает сквозь эмаль, меняя свой цвет, так что он отчетливо выделяется в зубной дуге. Отбеливание не помогает восстановить первоначальный оттенок эмали и из-за хрупкости твердых тканей использовать опасно.

Более 50% зубов, леченных резорцин-формалиновым методом, требуют повторного лечения через несколько лет. Если пломба не доходит до верхушки корня, кость разрушается в 80% зубов, что также требует лечения.

Проблемы перелечивания резорцин-формалиновых зубов

Если инфекция осталась в месте наполнения резорциноформалином или воспаление возобновляется, лечение на последующих стадиях становится труднее.

Диагностика. Затвердевшая смесь резорцина и формалина не видна на рентгеновских снимках: на фотографиях корневых каналов пломбы кажутся пустыми. Из-за этого невозможно оценить качество заполнения, увидеть поры, пустоты или протечки. Это затрудняет оценку твердых тканей и составление плана лечения.

Отслойка корневого канала. Это необходимо для повторного лечения. Обычно старый пломбировочный материал удаляется, проводится санация и лечение повторяется. Когда используется смесь резорцина и формалина, вскрытие становится более сложным. Это может быть сделано механически (используются вращающиеся инструменты), химически (Endosolve, специальная жидкость для дезинфекции). Обычно эти методы можно комбинировать – корневые каналы очищают постепенно, в несколько этапов.

Снос. На этапе подготовки высок риск перфорации (появления сквозного отверстия). Это связано с изменением структуры дна полости, трудностями рентгенодиагностики и изменением цвета дентина.

Пломбирование или протезирование. Причина тому – высокая хрупкость твердых тканей. В некоторых случаях возникает гиперцементоз: чрезмерное скопление цемента на корнях зубов. Это затрудняет как пломбирование, так и удаление зуба.

Прогноз перелечивания

Прогноз зависит от конкретной клинической ситуации.

В случае своевременного лечения, когда нет серьезного воспаления и структура твердых тканей относительно хорошая, можно заново открыть корневые каналы, заново их проработать и выполнить прямую композитную реставрацию. В случае сильного воспаления необходимо его удалить, что может потребовать нескольких посещений стоматолога. Прогноз будет зависеть не только от сохранности дентина и корней, но и от состояния тканей пародонта. Если твердая ткань еще крепкая, возможно протезирование. Затем корни следует изолировать и должным образом обработать, чтобы обеспечить надежную основу для искусственной коронки. Если состояние дентина и корней зубов плохое, существует несколько способов восстановления зуба: съемные протезы, мостовидные или условные протезы, имплантаты.

Стоматологи DentoSpas рекомендуют регулярно посещать стоматолога для наблюдения за состоянием зубов, заполненных формалинорезорциновой пастой, даже если они не беспокоят пациента.

Можно ли перелечить зуб восстановленный резорцин формалиновым методом?

В 1912 году доктор Альбрехт предложил метод пломбирования инфицированных каналов зуба формалином, насыщенным резорцином (резорцин является производным фенола). В основе метода лежат бактерицидные и мумифицирующие свойства этой смеси, благодаря которым прекращается процесс гниения не полностью удаленной мякоти. Эта смесь медленно затвердевает в корневых каналах, чтобы запечатать их. Этот метод оказался дешевым, простым в использовании и получил широкое распространение. В советское время в нашей стране он применялся при лечении жевательных (коренных) зубов в 84% случаев и до сих пор используется многими стоматологами, что символизирует низкое качество лечения в профессиональных кругах.

Дело в том, что годы исследований поставили под сомнение эффективность метода резорцин-формалина и доказали, что его использование опасно для организма. Формалин и резорцин – токсичные вещества, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами. Попадая в зубные каналы, формальдегид (активный компонент формалина) постепенно распространяется по организму – он обнаруживается в печени и почках, в легких, в мышцах. Вполне возможно, что во многих случаях опасные заболевания были вызваны лечением зубов резорцин-формалином. Именно поэтому все прогрессивные стоматологи более 20 лет единодушно говорят «нет» этому методу лечения корневых каналов.

Примерно десять лет пациент может не чувствовать боли, связанной с леченным зубом, но это не значит, что все в порядке. Скрытый воспалительный процесс продолжается, на корнях зубов образуются кисты. Из-за токсического действия смеси резорцина и формалина десна медленно исчезает, обнажая корень зуба. В результате повторное вмешательство требуется в 75% случаев. Повторно вылечить или удалить такой зуб очень сложно. На рентгеновских снимках корневые каналы «резорцин-формалина» выглядят как полые раковины, что затрудняет диагностику. Зуб становится хрупким и начинает разваливаться. Цвет зуба постоянно меняется – он становится розоватым или темным. Зубы после операции резорцин-формалином не отбеливаются. Поэтому врач, назначивший повторное лечение зуба, не может гарантировать положительный результат даже при использовании современных эффективных методов. И самое печальное, что «резорцин-формалиновые» зубы в принципе нельзя использовать в качестве опоры для зубных протезов, и при выборе между несъемным мостовидным протезом и съемным протезом необходимо принимать решение в пользу съемного протеза со всеми его недостатками. и недостатки.

В России руководители эндодонтического отделения ассоциации стоматологов решили не рекомендовать метод резорциноформалина для клинического применения, а ходатайствовать об исключении его из программы обучения на стоматологических факультетах. Однако этот метод используется до сих пор. Его «живучесть», видимо, объясняется дешевизной и низкой платежеспособностью большинства наших сограждан, а тем более их иррациональным безразличием и легкомысленным отношением к собственному здоровью. Поэтому перед лицом необходимости лечить корневые каналы всегда следует спрашивать стоматолога, намерен ли он или она использовать метод резорцин-формалина. И в случае утвердительного ответа рекомендуется найти другого врача.

(По материалам интернет-источников)

-Какие аналоги этого метода лечения пульпита и пародонтита в нашей клинике?

– Одним из самых эффективных современных методов является метод латеральной конденсации гуттаперчи. На Западе этим методом лечат корневые каналы примерно в 80% случаев.

Суть метода заключается в том, что после удаления пульпы зуба и механической обработки ее специальными инструментами корневой канал заполняется тонкими и гибкими гуттаперчевыми штифтами, соединенными специальной твердеющей пастой. Гуттаперча – это высушенный сок гуттаперчевого дерева, которое растет в Бразилии и Малайзии. Пластиковые гуттаперчевые вставки могут заполнять корневой канал любой толщины и кривизны, они не разрушаются в корневом канале. Паста, которую используют вместе с гуттаперчевыми штифтами, оказывает антисептическое действие и запечатывает корневой канал. Все используемые препараты нетоксичны и не раздражают ткани зуба. Лечение оказывается достаточно эффективным и позволяет значительно продлить жизнь зуба.