Как аномальный прикус может повлиять на речь

Влияние неправильного прикуса на речь и пути решения проблемы

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.

Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.

Содержание статьи:

Какая взаимосвязь

В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.

Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.

Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.

Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:

  • Прогнатия. Западение НЧ относительно верхней, иногда отсутствие контакта между фронтальными верхними и нижними зубами. Аномалия выражается в заднеязычном или «нижнем» звучании свистящих и шипящих фонем. Вместо «с» произносится «ф».
  • Прогения. Выдвижение вперед НЧ относительно верхней, неправильное смыкание верхне- и нижнечелюстных фронтальных зубов, «межзубное» произношение. Свистящие/шипящие, а также «д» и «т» звучат смягченно.
  • Передний открытый прикус. Фронтальные зубы не смыкаются, имеют между собой щель. Аномалия проявляется постоянно приоткрытым ртом. Свистящие и шипящие фонемы произносятся «межзубно» из-за попадающего в щель языка.
  • Открытый боковой прикус. Между жевательными зубами имеется щель, через которую утекает воздух. Звуки получаются «хлопающими» не только при произношении свистящих/шипящих, но и других – х, р, к, г.
  • Глубокий прикус. Верхнечелюстные резцы перекрывают нижнечелюстные больше чем наполовину. Нарушаются все звуки, при произношении которых требуется поднятие кончика языка и упор его за верхними зубами.

Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.

  • Перекрестный прикус. Зубные дуги смещены вбок по горизонтали друг относительно друга. Это препятствует прилеганию края языка к жевательным зубам. Воздух проходит через боковую щель, а не центрально, что вызывает «хлюпающие» нечеткие звуки при выговаривании свистящих/шипящих.
  • К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.

    Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.

    Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.

    Назначение скелетной опоры в ортодонтии, что это такое и какие виды бывают.

    Заходите сюда, если интересуют характеристики прогенического прикуса.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.

    Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.

    Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.

    Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.

    Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.

    В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.

    В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.

    Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.

    Причины развития аномалий

    Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:

    • Малое время (до 1,5-2 месяцев) грудного вскармливания. Неправильный захват младенцем груди. При кормлении грудью нужно, чтобы грудничок немного тянулся губами к груди. Это способствует развитию круговой мышцы рта.
    • Кормление из бутылок без сосок, неправильные формы пустышек, слишком долгое пользование сосками и пустышками.
    • Длительное кормление слишком мягкой пищей.
    • Вредные привычки: прикусывание губ, втягивание щек, сосание пальцев и посторонних предметов.
    • Ранняя потеря «молочников», задержка прорезывания зубов, множественный кариес.
    • Хронические болезни дыхательной системы (насморки, воспаления аденоидов и пр.) вынуждающие ребенка дышать ртом при несомкнутых челюстях.
    • Травмы зубов и зубных рядов.
    • Наследственные факторы.

    По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.

    «… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».

    Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.

    Особенности формирования постоянного прикуса и возможные подводные камни.

    В этой публикации поговорим об ортопедическом лечении синдрома Костена.

    Особенности лечения взрослых

    В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.

    Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.

    Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.

    Последствия отказа от коррекции

    Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.

    Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:

    • Заболевания пародонта из-за неравномерной нагрузки на отдельные зубы и их периодонт. В конечном итоге это приводит к потере зубов.
    • Нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и его дисфункция, способная серьезно осложнить жизнь пациента.
    • Постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости с возможностью озлокачествления.
    • Эстетический дефицит и связанные с ним психологические проблемы.

    Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.

    Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:

    • Лечение нарушений речи, обусловленных неправильным прикусом, должно быть комплексным с участием ортодонта и логопеда.
    • Чем раньше начинается коррекция, тем успешней она идет.
    • Результат зависит от возраста пациента и его готовности к сотрудничеству со специалистами.
    • Коррекция легче проходит в сменном прикусе. Однако при правильном методе и комплексном подходе успех достигается у пациентов любого возраста.
    • Не только речь зависит от прикуса, но и нарушение прикуса может возникать из-за дефектов произношения.

    Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Прикус и речь – насколько тесно прослеживается зависимость

    По своему опыту многие знают, что прикус, наличие или отсутствие аномалий, влияют на произношение. Но не всем известна и обратная взаимосвязь, когда качество речи и правильность произношения отдельных звуков влияет на формирование зубочелюстной системы.

    Из данного факта следует, что речь и прикус – между собой тесно связанные факторы, непосредственно взаимодействующие, и в отдельных случаях требующие комплексного подхода к лечению.

    Содержание статьи:

    Какая взаимосвязь

    В речеобразующий аппарат, помимо органов дыхания (гортани, трахеи, бронхов и легких), входят губы, обе челюсти, и полость рта со всем ее содержимым. Большая часть данных органов входит в зубочелюстную систему человека.

    Таким образом, изменение или нарушение функционирования одного из органов непременно отражается на речи и четкости звукопроизношения (фонации).

    Преимущественно прикус оказывает влияние на звучание свистящих (-с, -з, -ц) и шипящих (-ч, -щ, -ж, -ш) фонем (звуков). Чтобы произношение этих звуков было правильным, передние нижнечелюстные и верхнечелюстные зубы между собой должны образовывать щель, величина которой не превышает 1,5-2 мм.

    Выполнению данного условия обычно препятствуют такие аномалии:

      Прогнатия (дистальный тип). Характеризуется западанием нижней челюсти относительно верхней, отсутствием контакта между нижними и верхними фронтальными единицами (в редких случаях).

    Дефект произношения выражается в нижнем, либо заднеязычном звучании шипящих и свистящих звуков. Тогда возникают проблемы с произношением -с, -ж, -ш,
    Прогения (мезиальный тип). Выражается выдвижением кпереди нижнечелюстной дуги относительно верхнечелюстной, неправильным смыканием передних зубов обеих челюстей.

    Наблюдается межзубное произношение шипящих и свистящих фонем, а переднеязычные звуки -т, -д при этом произносятся смягченно.

  • Передний открытый. Проявляется несмыканием фронтальных элементов, образованием между ними щели и постоянно приоткрытым ртом. Шипящие/свистящие звуки, вследствие попадания языка в межзубную щель, имеют межзубное звучание.
  • Боковой открытый. Межзубная щель образовывается между жевательными единицами, и наблюдается эффект вытекания воздуха. Тогда свистящие/шипящие, а также -г, -х, -р, -к звуки при произношении получаются хлопающими.
  • Глубокий. При данном дефекте наблюдается перекрывание верхнечелюстных резцов нижнечелюстными антагонистами больше чем на ½.

    Искажается произношение звуков, которые формируются при поднятии кончика языка и его упора в верхние элементы. Выход воздуха затрудняется из-за проблемы обеспечения зазора между нижнечелюстными и верхнечелюстными единицами. Звуки получаются нечеткими, зажатыми.
    Перекрестный. Характеризуется горизонтальным смещением челюстных рядов относительно друг друга. Это состояние препятствует полному прилеганию к жевательным элементам кончика языка.

    Воздушный поток выходит не через центральную щель (как при правильной окклюзии), а через боковую, что вызывает при произношении шипящих/свистящих фонем хлюпанье.

    К сильному искажению речи также приводит отсутствие одной, либо сразу нескольких передних единиц.

    Когда родители замечают неправильное смыкание челюстных дуг у своего малыша, им следует в короткие сроки обратиться за консультацией к ортодонту. Исправить дефект прикуса легче всего в возрасте 5-9 лет, т.е. при сменной окклюзии.

    Но это обстоятельство не означает, что в более старшем возрасте (у взрослых и подростков) патология прикуса является неисправимой. При верном и корректном подходе к лечению патологического состояния, положительный результат достигается всегда.

    Что представляет собой супраокклюзия и чем она опасна.

    Заходите сюда, чтобы рассмотреть информативные методы диагностики в ортодонтии.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Логопед – специалист, занимающийся профилактикой дефектов речи или исправлением имеющихся проблем, устанавливаются причина и механизм искажения произношения, а также проводятся мероприятия по его исправлению.

    Ортодонт – специалист, деятельность которого направлена на диагностирование и лечение дефектов зубочелюстного аппарата. В его компетенцию входит неправильная окклюзия, асимметрия лица, неверное расположение отдельных элементов, нарушения в их формировании и росте, проблемы с произношением и дыханием.

    Нарушение произношения при нормальной деятельности речевого аппарата и нормальном слухе, называется дислалией. Данное патологическое состояние имеет функциональную или механическую природу.

    Первая форма характеризуется неумением либо непониманием ребенком правильности произношения звуков. Это случается обычно, когда взрослые долгое время при разговоре с ребенком «подделывают» свою речь под детскую.

    Вторая форма – это результат нарушения развития челюстей и речевого аппарата, а именно когда имеются дефекты окклюзии, короткая уздечка, готическое небо, неверное положение языка.

    Важно! Формирование речи заканчивается к 7 годам. Но первые признаки нарушений произношения уже отчетливо проявляются в 1,5-2 года. Коррекцию речи в этом возрасте можно начинать с занятий у логопеда.

    Промедление, т.е. обращение за квалифицированной помощью в старшем возрасте, чревато усугублением положения. Ранняя корректировка речи благоприятно воздействует на развитие зубочелюстной системы. Этот факт связан со своевременной активацией работы языка и мышц лица, от действия и положения которых зависит правильность развития челюстных дуг.

    В ситуациях, когда устранение дефектов речи предусматривает коррекцию окклюзии, логопед и ортодонт должны объединить свою работу. Наилучшим возрастным периодом для исправления имеющихся проблем считается возраст 5-6 лет, когда у малыша еще сменный прикус.

    Когда родители замечают неправильное смыкание челюстей, либо их ребенок часто приоткрывает рот, им следует как можно быстрее посетить ортодонта. Неверное произношение отдельных групп звуков (свистящих, шипящих), отдельных фонем (-р, -л), также указывает на наличия у ребенка нарушений произношения, связанных с неправильным прикусом.

    Причины развития аномалий

    Дефекты зубочелюстной системы, а значит, и нарушения произношения, могут возникнуть по многим причинам. Самыми распространенными из них являются:

    1. Недолгое грудное вскармливание (до 2-х мес.) и неверный захват малышом груди. Во время кормления надо чтобы младенец губами немного тянулся к груди, что способствует правильному развитию круговых мышц.
    2. Проблемы с внутриутробным развитием плода или родовая травма.
    3. Длительное пользование соской и вредные привычки, такие как втягивание щек, прикусывание губ, сосание пальца или иных посторонних предметов.
    4. Преждевременное выпадение (ранняя потеря) молочных единиц.
    5. Хроническая форма болезней дыхательной системы (воспаление аденоидов, ринит и др.), заставляющие малыша дышать ртом.
    6. Травмирование челюстных рядов или отдельных элементов.
    7. «Плохая» наследственность, т.е. неправильная окклюзия может передаваться ребенку от одного из родителей.
    8. Несоответствие физиологических параметров зубов с размерам челюстей.
    9. Гормональный сбой, например, при дисфункции щитовидной железы.
    10. Слабое здоровье малыша либо его физического состояния.

    Все эти причины подтверждают взаимосвязь прикуса и речи, т.е. зубочелюстные дефекты могут стать причиной неверного произношения, и наоборот.

    Признаки смещения средней линии зубов и методы определения сложности случая.

    В этой публикации все об инвагинации зуба.

    Особенности лечения взрослых

    Челюстная система взрослых, в противовес детской, полностью сформирована, и завершила свое развитие. Нарушения произношения, являющиеся следствием неправильной окклюзии и иных дефектов, уже прочно закреплены.

    Учитывая данный факт, коррекция речи у взрослых проходит значительно дольше и сложнее, нежели у детей. И по завершении лечения, в большинстве случаев, речевые нарушения в той или иной степени выраженности все равно остаются. Чтобы полностью их исправить, дополнительно требуется длительная и упорная работа логопеда.

    Обычно у взрослых исправление дефектов прикуса проходит при помощи брекет-конструкций. По окончанию обязательно проводятся мероприятия по налаживанию работы мышц ротовой полости и в особенности языка.

    Важно! Лечение проходит быстрее, если одновременно с коррекцией прикуса ведется исправление произношения.

    Последствия отказа от коррекции

    Игнорирование патологических состояний, обусловленных неправильным смыканием челюстей, приводит к негативным последствиям, касающихся как речеобразующей, так и жевательной функций.

    Долгое время сохраняющийся дефект прикуса может привести к таким неблагоприятным последствиям:

    1. Возникновению заболеваний пародонта, в конечном итоге приводящих к преждевременной утрате зубных единиц.
    2. Нарушению функциональности нижнечелюстного височного сустава.
    3. Постоянному травмированию мягких тканей полости рта с риском возникновения кровоточивости, воспаления, эрозии и озлокачествления.
    4. Эстетическому дефекту, провоцирующему возникновение психологических проблем.
    5. Ухудшению качества гигиенического ухода за ротовой полостью, из-за чего чаще возникают серьезные стоматологические заболевания, и ярче проявляется дискомфортная симптоматика.
    6. Снижением жевательной активности и неравномерным распределением жевательной нагрузки на зубы.
    7. Быстрым истиранием эмалевого покрытия и ухудшению общего самочувствия.

    Последствия игнорирования лечения алалиии не такие существенные. В первую очередь патологическое состояние влияет на снижение коммуникабельности и ухудшает социальную адаптацию. Обычно дети с речевыми проблемами замкнуты, трудно идут на контакт, стыдятся своего дефекта, подвергаются насмешкам своих ровесников.

    Крайне негативным фактом считается воздействие алалии на умственное развитие. Обследование деток с речевыми дефектами выявило тот факт, что малыши в возрасте 2-4 года с нарушением речи в интеллектуальном отношении не отличаются ничем от сверстников. К 5-6 годам – задержка в отношении интеллекта отмечается у половины обследованных детей.

    Важно! Даже незначительные нарушения окклюзии при отсутствии лечения опасны проявлением осложнений разных степеней тяжести.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Различные дефекты прикуса приводят к проблемам с произношением как легких в выговаривании, так и сложных фонем. Основные моменты в нормализации окклюзии и звукопроизношения сводятся к следующему:

    1. Исправление нарушений речи, связанных с неправильным смыканием челюстей, должно проходить с одновременным лечением у ортодонта и логопеда.
    2. Успешность этого процесса напрямую зависит от периода начала, т.е. чем раньше оно начинается, тем больше результатов можно добиться.
    3. Результативность лечения также связана с возрастом пациента, желанием и готовностью к сотрудничеству с врачами.
    4. Коррекцию патологий зубочелюстной системы лучше начинать при сменном прикусе. Но при комплексном подходе к проблеме и подборе адекватной методики, успех у пациентов достигается в любом возрасте.
    5. От прикуса зависит не только речь. Подтверждено, что и дефекты прикуса в разной степени выраженности тоже могут являться следствием дефектов звукопроизношения.

    Важно! Родителям следует внимательно наблюдать за формированием речи их малыша. При обнаружении отклонений от нормы, нужно незамедлительно обратиться к специалисту.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Аномалии прикуса и их влияние на звукопроизношение

    Гуридова Ольга Александровна

    Учитель-логопед, МБДОУ “ЦРР- детсад № 22”, г. Ливны Орловская область

    Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

    Гуридова О.А. Аномалии прикуса и их влияние на звукопроизношение // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 26.03.2020).

    Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями. Однако ребёнок не всегда может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.

    К нарушениям прикуса могут приводить:

    – заболевания дыхательной системы, например, хронические насморки, увеличенные аденоиды, из – за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;

    – травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;

    Наиболее распространёнными нарушениями прикуса являются:

    Дистальный прикус (прогнатический прикус) – верхние передние зубы выдвинуты вперёд по отношению к нижним. Отличительна черта такого прикуса – это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть. Нарушается процесс распределения жевательной нагрузки. В данном случаи задние зубы будут брать на себя нагрузку передних зубов. У людей с дистальным прикусом задние зубы будут более подвержены кариесу. При данной патологии подбородок человека непропорционально маленький, лицо кажется более детским нерешительным. После исправления прикуса пропорции лица выравниваются, лицо приобретает правильные пропорции и кажется более волевым.

    Мезиальный прикус (прогенический прикус) – выступает вперёд нижняя челюсть. Характеризуется передним положением нижней челюсти по отношению к верхней. Одним из отличительных признаков является выступающий подбородок. Такой подбородок делает лицо человека волевым, уверенным в себе, но вряд ли украсит ребенка или молодую девушку.

    Открытый прикус – передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Открытым называют прикус, при котором зубы верхней и нижней челюсти не смыкаются (не контактируют). Патология может наблюдаться в переднем отделе и боковом; в области нескольких зубов или целой группы зубов.

    Наиболее явным внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в асимметрии черт лица.

    Глубокий прикус – резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.

    В норме верхние зубы должны перекрывать нижние на 1/3 длины короники нижних зубов. Когда же верхние зубы перекрывают нижние более чем на половину их длины, то такой прикус считается глубоким. Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже. Лицо при таком прикусе имеет не достаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места. Однако если ребёнок старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.

    Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними, их режущие края соприкасаются.

    Влияние зубочелюстной системы на звукопроизношение.

    Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая щель (не более1,5 – 2 мм). Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.

    Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношение губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.

    Родители таких детей должны учитывать выше перечисленные аномалии и незамедлительно прибегнуть к помощи специалистов.

    Литератрута:

    1. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.
    2. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2х тт. М., 1997.
    3. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973.
    4. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. – М.: 1969.
    5. Чиркина Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М., 1969.

    Влияние неправильного прикуса на звукопроизношение

    Евгения Ларина
    Влияние неправильного прикуса на звукопроизношение

    Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти.

    Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад, но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями.

    Естественное вскармливание грудного ребёнка является гарантом гармоничного развития зубочелюстной системы.

    Причины нарушения прикуса:

    1. Сокращение сроков грудного вскармливания до 1,5-2 мес.

    2. Употребление слишком мягкой пищи.

    3. Использование неправильных пустышек.

    4. Долгое сосание сосок и пустышек.

    5.Вредные привычки: сосание пальца, скрежетание зубами во сне, втягивание щек, прикусывание губ.

    6. Множественный кариес, слишком ранняя потеря молочных зубов, нарушение сроков прорезывания зубов.

    7. Заболевания дыхательной системы (хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего ребенок постоянно дышит ртом, и челюсти не смыкаются.

    8. Травмы, повреждение зубного ряда;

    Признаки правильно сформированного прикуса:

    а) ровные зубные дуги;

    б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;

    в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;

    г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.

    Нарушения зубного ряда

    1. Диастема – увеличенный, по сравнению с обычным, промежуток между зубами

    2. Полная адентия – отсутствие зубов

    3. Частичная адентия – отсутствие некоторых зубов

    4. Редко расположенные зубы

    5. Скученно расположенные зубы

    6. Неправильное расположение зубов

    Виды неправильных прикусов

    и особенности звукопроизношения при них

    1. Прогнатический прикус – верхние передние зубы выдвинуты вперед по отношению к нижним. Отличительная черта такого прикуса – это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть.

    Часто присутствует «нижнее» или заднеязычное произношение звуков [ш]и [ж]. Нижняя губа непроизвольно подтягивается под выступающие вперед верхние резцы, благодаря чему вместо звука [с] слышится [ф] – подобный звук.

    2. Прогенический прикус – выступает вперед нижняя челюсть. Одним из отличительных признаков мезиального прикуса является выступающий подбородок.

    Свистящие и шипящие звуки произносятся межзубно. Звуки (т, д) звучат смягчённо.

    3. Открытый прикус – передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в ассиметрии черт лица.

    Передний открытый прикус:

    Боковой открытый прикус

    При переднем открытом прикусе свистящие и шипящие звуки произносятся межзубно, так как в образовавшуюся щель просовывается язык.

    При боковых открытых прикусах между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).

    4. Глубокий прикус – резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.

    Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже. Лицо при таком прикусе имеет недостаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места. Однако если человек старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.

    При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к «зажатости» при произнесении звуков и неотчётливости их звучания.

    5. Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними, их режущие края соприкасаются.

    6. Перекрестный прикус – при этом варианте нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые смещены вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может наблюдаться, например, при сужении одной из челюстей.

    При таком прикусе боковые края языка не прилегают к коренным зубам, воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель. Поэтому возникает боковое (хлюпающее) произношение шипящих и свистящих звуков. Наличие такого прикуса может приводить к некоторой нечёткости в звучании звуков, к появлению дополнительных призвуков.

    Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

    Предметная среда и ее влияние на человека Предметная среда и ее влияние на человека Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты.

    Влияние музыки на живопись В своей работе я попыталась показать неразрывную взаимосвязь музыки, цвета и графики, немного рассказать о методике, которая позволяет выявлять.

    Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР Детская речь представляет огромный интерес для изучения благодаря своему своеобразию, особенностям начальных этапов формирования, а так.

    Как воспитать у ребенка правильное звукопроизношение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа КОНСУЛЬТАЦИЯ.

    Конспект по развитию речи в первой младшей группе. Игры и упражнения на звукопроизношение. Звук [У] Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука «У» (изолированно и в звукосочетаниях). 2. Учить конструировать; развивать мелкую моторику.

    Консультация для родителей «Ваш ребенок сосет палец? Последствие — нарушение прикуса» Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора.

    Консультация для родителей «Звукопроизношение и отсутствие зубов в детском возрасте, есть ли взаимосвязь?» У каждого ребенка есть период смены молочных зубов на постоянные. Детский организм индивидуален: у одних детей первый зуб начинает шататься.

    Музыкальные инструменты и их влияние на человека Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента,.

    Влияние семьи на формирование личности Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой личности – с семьи. Семья – это первый.

    Влияние тестопластики на развитие детей Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики.

    Причины зубочелюстных аномалий и их влияние на здоровье и речь ребенка.

    Причины зубочелюстных аномалий и их влияние

    на здоровье и речь ребенка.

    В последнее время резко возросло число детей с аномалиями строения зубочелюстной системы. В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с вышеуказанными нарушениями.

    О каких-таких нарушениях идет речь, откуда они возникают, и как всё это влияет на речь и здоровье Вашего ребенка? Именно в этих вопросах мы сегодня попробуем разобраться и взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами.

    Для начала поговорим о норме.

    Основными признаками правильно сформированного прикуса являются:

    – ровные зубные дуги;

    – верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;

    – средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;

    – коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.

    Отклонения от этих норм является признаками неправильно сформированного прикуса.

    А теперь остановимся на аномалиях прикуса.

    Основные типы аномалий прикуса.

    Дистальный прикус

    Дистальный прикус – верхние передние зубы выдвинуты вперед по отношению к нижним. Отличительная черта такого прикуса – это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть.

    При дистальном прикусе нарушается процесс распределения жевательной нагрузки. В данном случае задние зубы будут брать на себя нагрузку передних зубов. У людей с дистальным прикусом задние зубы будут более подвержены кариесу.

    При данной патологии подбородок человека непропорционально маленький, лицо кажется более детским и нерешительным. После исправления прикуса пропорции лица выравниваются, лицо приобретает более правильные пропорции и кажется более волевым.

    Мезиальный прикус

    Мезиальный прикус – выступает вперед нижняя челюсть. Характеризуется передним положением нижней челюсти по отношению к верхней.

    Одним из отличительных признаков мезиального прикуса является выступающий подбородок. Такой подбородок делает лицо молодого человека волевым, уверенным в себе, но вряд ли украсит девушку.

    Открытый прикус

    Открытый прикус передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Открытым называют прикус, при котором зубы верхней и нижней челюсти не смыкаются (не контактируют). Патология может наблюдаться в переднем отделе и боковом; в области нескольких зубов или целой группы зубов.

    Наиболее явным внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в ассиметрии черт лица.

    Глубокий прикус

    Глубокий прикус – резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.

    В норме верхние зубы должны перекрывать нижние на 1/3 длины коронки нижних зубов. Когда же верхние зубы перекрывают нижние более чем на половину их длины, то такой прикус считается глубоким. Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже.

    Лицо при таком прикусе имеет недостаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места.

    Однако если человек старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.

    Перекрестный прикус

    Перекрестный прикус – слабое развитие одной из сторон любой челюсти. В норме все верхние зубы должны перекрывать нижние в переднем отделе на 1/3 длины коронки нижних, а в боковом отделе наружные бугры верхних зубов должны перекрывать наружные бугры нижних зубов. Перекрестный прикус – это нарушение такого взаимоотношения зубов в любую сторону. Он может быть односторонним и двусторонним, может быть в переднем отделе и в боковых отделах.

    При данной патологии наблюдается нарушение формы лица, прикусывание слизистой оболочки щёк, нарушена жевательная и речеобразовательная функция.

    Прямой прикус

    Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними. При этом их режущие края соприкасаются.

    Аномальные прикрепления уздечки языка

    Различают пять видов аномальных уздечек языка согласно их форме и плотности, а также особенностям соединения волокон уздечки с мышцами языка:

    • тонкие, почти прозрачные, нормально прикрепленные к языку, но ограничивающие его подвижность в связи с незначительной протяженностью;
    • тонкие полупрозрачные, прикрепленные близко к кончику языка, имеющие незначительную протяженность; при поднятии кончика языка в его центре образуется желобок;
    • представляющие собой плотный короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. В результате натяжения уздечки кончик языка подворачивается внутрь, а спинка набухает. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпаторном исследовании такой уздечки выявляется, что подвижность языка обусловлена фиксацией его кончика соединительно-тканным тяжом. Под ним, имеющим форму шнура, располагается дубликатура слизистой оболочки;
    • характеризуемые выделяемым тяжом, но сращенным с мышцами языка;
    • с малозаметным тяжом, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.
    Аномальные прикрепления уздечки верхней губы

    Аномалийное прикрепление уздечки верхней губы может вызывать нарушение смыкания губ, способствовать формированию диастемы (промежутка между центральными резцами), препятствовать ортодонтическому лечению при использовании аппарата с вестибулярной дугой.

    Последствия неправильного прикуса.

    Последствия неправильного прикуса могут быть весьма тяжелыми. Увеличивается нагрузка на отдельные зубы, происходит быстрое стирание эмали, повышается чувствительность. Нарушается функция жевания, и как следствие – ранее развитие заболеваний пародонта: пародонтит (воспаление десен) и пародонтоз (расшатывание зубов, связанное с патологическими изменениями в связках, удерживающих зуб в кости и самой кости), заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

    А при прямом прикусе слизистая оболочка полости рта постоянно страдает из-за хронического травмирования зубами.

    Распространенным явлением при глубоком прикусе является повышенная стираемость зубов. Это, в свою очередь, ведет к изменению тонуса жевательных мышц, что в конечном итоге сказывается на височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС). Пациенты с глубоким прикусом чаще других жалуются на хруст, щелканье и боль в суставе. Иногда поражение ВНЧС может стать причиной частых головных болей.

    Причины, влияющие на неправильное формирование зубочелюстной системы.

    А теперь настало время разобраться в том, откуда берутся столь пугающие нас аномалии прикуса? Мы все знаем, что язык, несомненно, очень важный орган, позволяющий нам говорить. От его подвижности зависит, насколько наша речь будет четкой, правильной и красивой. Но, оказывается, способность воспроизводить звуки речи – это не единственная функция языка.

    Давайте проведем небольшой эксперимент.

    Закройте рот и скажите, где находится ваш язык? Правильно, передний край языка находится в верхнем положении и упирается в переднюю треть неба.

    • У человека при нормальном носовом дыхании и закрытом рте, язык, занимает верхнее положение и выполняет своеобразную роль каркаса для формирующихся верхней челюсти и неба. Но, если вдруг, по каким либо причинам наше носовое дыхание нарушается … . А причин нарушения носового дыхания может быть множество – это аденоидные разрастания, увеличенные миндалины, частые простудные заболевания, сопровождающиеся ринитом и тонзиллитом.Как только ребенок начинает дышать ртом, язык опускается вниз и перестает выполнять роль каркаса для верхней челюсти. Постепенно происходит сужение верхней челюсти, которое в свою очередь ведет к образованию готического неба. Особо нужно отметить, что когда рот постоянно открыт, происходит атрофирование круговой мышцы рта. А слабость круговой мышцы рта влечет за собой вялую артикуляцию звуков, делая речь ребенка нечеткой и смазанной. При нижнем положении языка нарушается осанка. Опущенная нижняя челюсть по законам физики вызывает перемещение центра тяжести, в результате чего голова и плечи ребенка смещаются несколько вперед относительно тела. В случаи, если у ребенка уже имеются различные нарушения осанки, любые специальные занятия лечебной физкультурой будут малоэффективны без устранения неправильного положения языка.
    • Поговорим о процессе глотания. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. Это считается нормой до момента прорезывания первых зубов. При переходе с жидкой пищи на твердую, сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: кончик языка при соматическом глотании должен упираться в переднюю треть твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

    Таким образом, если ребенок очень долго употребляет жидкую пищу – этого перехода не происходит и язык привыкает занимать только нижнее положение. Длительное сосание пустышки приводит к такому же результату. Ребенок с инфантильным типом глотания постоянно прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.

    При инфантильном типе глотания язык становится малоподвижным, массивным, прикорневая часть при этом как правило спастична. Все это ведет к затрудненному формирования звуков верхнего подъема: шипящие, соноры и значительно осложняет постановку этих звуков.

    • У многих детей есть привычка спать на спине, запрокинув голову назад. При запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы находятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти. В результате чего образуется дистальный прикус.
    • А некоторые дети наоборот спят со склоненной на грудь головой. Такому положению может способствовать высокая подушка или высокое изголовье спального места. Голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед. Это обуславливает формирование мезиального прикуса.
    • При укороченной уздечке язык в состоянии физиологического покоя не занимает правильную позицию, при которой кончик языка должен прилегать к нёбной поверхности верхних резцов. В результате чего не обеспечивается необходимое давление языка на свод верхней челюсти изнутри, под действием которого в норме должен формироваться правильный купол нёба и ровный верхний зубной ряд.

    Это далеко не все, но наиболее распространенные причины, так или иначе влияющие на аномальное формирование зубочелюстной системы.

    Что делать?

    Если у ребенка уже сформировалось неправильное положение языка в ротовой полости и имеют место нарушения носового дыхания. Что можно сделать в этом случаи? Можно ли как-то переучить язык и восстановить правильное носовое дыхание.

    На помощь приходят современные достижения в области стоматологии – это так называемы миофункциональные трейнеры

    Миофункциональный трейнер ИНФАНТ и его роль в коррекции и профилактике речевых нарушений.

    Трейнер ИНФАНТ предназначен для детей от 3 до 5 лет.

    Трейнеры изготовлены из гипоаллергенного материала и выпускаются 2-х цветов: голубой – для мальчиков, розовый – для девочек.

    – Упругие воздушные подушечки в области жевательных зубов, которые стимулируют ребенка к легкому накусыванию аппарата;

    – Петельку с ремешком позволяющим увеличить нагрузку на различные группы мышц.

    Минимальное время использование ИНФАНТА – 3-4 месяца.

    Почему нужно использовать трейнер ИНФАНТ?
    1. Трейнер ИНФАНТ изначально был создан для нормализации и восстановления носового дыхания у детей с открытым ртом при аденоидах. Когда у ребенка открыт рот – плохо формируется фонематический слух, т.к. евстахиева труба перекрывается аденоидами. При использовании трейнера функция включается и носовые ходы начинают работать. Профилактика ринофоний. Кроме того, при закрытом рте улучшается внимание, увеличивается работоспособность.
    2. ИНФАНТ предназначен для предупреждения аномалий в формировании зубочелюстной системы или устранения уже имеющихся проблем и привычек, нормализации глотательной функции. Когда язык внизу, глотание уже не правильное. Во взрослом возрасте это ведет к парадонтозу.
    3. ИНФАНТ – мнемотехническое средство, предупреждающее неправильное произношение звуков.
    4. Маркерный язычок – стимулирует ребенка поднимать язык. Формируется кинестетическая память и создается поза для формирования звуков верхнего подъема. Улучшается подвижность кончика языка, растягивается уздечка.
    5. Воздушные подушечки в области жевательных зубов стимулируют ребенка к накусыванию препарата, идет тренировка жевательных и лицевых мышц. Улучшается тонус.
    6. Формируется верхнее положение языка, поддерживается свод челюсти. Если небо готическое оно начинает выравниваться. С логопедической точки зрения создается массажный эффект. Профилактика дефектов шипящих звуков и соноров.
    7. ИНФАНТ – способствует смыкательной функции губ. А активность губ – это четкая лабилизация звуков. Улучшается просодика и дикция. Четкая артикуляция гласных предупреждает дисграфию на письме. Дети не пропускают гласные на письме.
    8. Если небо узкое, готическое, а нижняя челюсть №, то формируется перекрестный прикус. Ребенок вращает челюстью туда, сюда – это сложная дислалия. Добиться правильного произношения в таких случаях практически невозможно.
    9. Если ребенок дышит ртом то, как следствие, сужаются носовые ходы, так как они не функционируют и как следствие ухудшается резонаторная функция и интонация. Восстанавливая дыхание, восстанавливаем проходимость носовых ходов и тем самым улучшаем интонацию.

    Не только непривлекательный вид, но и серьёзные последствия! Чем грозит неправильный прикус?

    Неправильным прикусом в стоматологии называют нарушение функции смыкания челюстей. Аномалией прикуса страдают более половины жителей земного шара.

    К сожалению, неправильный прикус противоречит не только приятному, эстетичному внешнему виду, но и несёт гораздо более серьёзный характер.

    Проблемы с прикусом влекут за собой ряд физиологических последствий, вплоть до летального исхода. Чем раньше человек обратится к специалисту, тем будет больше вероятность того, что удастся избежать серьёзный последствий.

    Последствия разных видов неправильного прикуса у взрослых и детей

    Нарушения прикуса влияют сразу на несколько систем организма. Проблемы обычно возникают с процессом речи, жевания, глотания, а также с дыхательной и пищеварительной системами. Неправильный прикус нередко влечёт за собой головные боли, боли в позвоночнике, проблемы с шеей.

    Фото 1. Схематичное изображение видов неправильного прикуса: глубокий, открытый, перекрестный, дистальный и мезиальный.

    Чем грозит временный

    Период формирования временного прикуса 3—6 лет. В это время прорезываются все временные зубы, происходит рост челюстей и подготовка к прорезыванию постоянных зубов. В этот момент наиболее важно за развитием прикуса, чтобы избежать патологических отклонений и визуальных дефектов.

    Негативные последствия неправильного временного прикуса:

    • дополнительная нагрузка на зубы при пережёвывании пищи грозит преждевременным выпадением зубов;
    • увеличивается вероятность травм мягких тканей полости рта и языка;
    • увеличенная нагрузка на органы ЖКТ из-за плохо пережёванной пищи способствует развитию заболеваний брюшной полости;
    • затруднённость ухода за ротовой полостью из-за искривления рта;
    • неправильный прикус молочных зубов способствует развитию коренных зубов с таким же дефектом.

    На что влияет сменный, когда нужно исправлять патологию и зачем

    Смена зубов у детей происходит в возрасте 6—12 лет. В это время также важно уделить особое внимание развитию прикуса.

    Последствия неправильного сменного прикуса:

    • возникновение проблем с глотанием пищи;
    • недоразвитие височно-челюстной системы являются причиной повышенной восприимчивости к заболеваниям головы и шеи;
    • происходит увеличение риска ЛОР-заболеваний;
    • повышенное стирание зубной эмали как следствие неправильной нагрузки на жевательную поверхность.

    Важно! С 6 до 12 лет гораздо легче исправить аномалии прикуса, чем в более позднем возрасте, поэтому, если у ребёнка происходит смена зубов и неправильное развитие прикуса, обращайтесь к ортодонту, не ждите полной смены зубов!

    К чему приводит постоянная форма, чем она опасна

    Негативные последствия неправильного постоянного прикуса:

    • увеличение нагрузки на отдельные зубы;
    • повышение чувствительности зубов к температуре вследствие стирания эмали;
    • снижение высоты прикуса и потеря симметрии лица;
    • повреждения височно-челюстного сустава;
    • нарушения развития височно-челюстных костей и досрочного стирания эмали как следствие бруксизма;
    • воспаления слизистой;
    • появление апноэ — частых остановок дыхания во время сна.

    Внимание! Запущенную болезнь намного труднее вылечить, поэтому обращайтесь к стоматологу на самых ранних стадиях заболевания.

    Влияние на зубы

    Самым распространённым последствием считается неравномерное распределение нагрузки на зубы во время пережёвывания пищи. Из-за неправильного смыкания челюстей одни зубы вовсе не принимают участия в процессе пережёвывания пищи, а другим приходится брать на себя двойную нагрузку. На последних происходит активное стирание эмали, дентальная ткань становится очень хрупкой. Вероятность разрушения зубов стремительно растёт. На тех зубах, которые практически не участвуют в процессе, скапливаются бактерии и зубной налёт. Это провоцирует развитие кариеса.

    Фото 2. Стирание зубной эмали вследствие неправильного прикуса. Это происходит из-за того, что зубы давят друг на друга.

    При пережёвывании пищи может возникнуть дискомфорт и болевые ощущения. А также появиться проблемы с глотанием пищи, а это, в свою очередь, способствует развитию кариозных процессов.

    Из-за неравномерной нагрузки на зубы происходит их частая преждевременная потеря. Связано это с постоянным расшатыванием коронок, обеспечивающих пережёвывание пищи, из-за чего пародонтальный карман постепенно увеличивается, превращаясь в место скопления патогенных бактерий.

    Влияние на мягкие ткани полости рта

    Зубы при нарушении прикуса располагаются неправильно. Они могут быть слишком отклонены в сторону губ или, напротив, внутрь полости рта. Это приводит к травмам внутренней стороны щёк и боковых поверхностей языка. Выпирающие острые края, возникающие на зубах из-за сколов, представляют особую опасность.

    Из-за неправильного распределения жевательной нагрузки негативно влияет не только на зубные коронки, но и на состояние мягких тканей. Вследствие этого количество тканей дёсен уменьшается, они быстро изнашиваются.

    Корни зубов оголяются, что чревато скоплением бактерий в образовавшихся углублениях, что создаёт благоприятные условия для развития кариеса.

    Неправильный прикус приводит к пародонтиту. При этой болезни развивается воспалительный процесс в дёснах: кровотечение, боль, появляется неприятный запах.

    Заболевания височно-нижнечелюстного сустава

    Заболевания височно-нижнечелюстного сустава — распространённое следствие неправильного прикуса. Лечить их крайне трудоёмко, они практически не поддаются терапии.

    Возникают болезни ВНЧС из-за неправильно расположенных резцов вследствие смещения челюстных суставов относительно друг друга. Это явление приводит к головным и ушным болям, головокружениям, мышечным спазмам, к хрусту и щёлканью во время еды.

    Прикус и осанка

    Процессы развития прикуса и осанки тесно взаимосвязаны. Прикус влияет на положение головы и состояние позвоночника.

    Сдвиг нижней челюсти по отношению к верхней на доли миллиметра может изменить позу человека, отсюда боли во всём теле, от головы до позвоночника и ног.

    Из-за неправильного прикуса возникает асимметричное сокращение мышц челюстей и шеи, изменяется положение головы, а затем в целях автоматической компенсации меняется напряжение мышц и положение костей и сочленений сначала на уровне плеч, затем в спине и далее.

    Влияет ли асимметрия на речь, возможно ли исправление дикции после брекетов

    Неправильный прикус у ребёнка в раннем возрасте может стать одной из причин неправильного произношения «сложных» букв. Уже в 4—5 лет, когда речь становится ясной и понятной, у некоторых детей выявляются самые частые дефекты в речи — проблемы с произношением определённых слов. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может исправить логопед — зачастую сначала необходимо исправлять их причины, основой которых и является неправильное расположение зубов, то есть пойти к стоматологу и исправить неправильный прикус брекетами или другими способами.

    Как меняется лицо из-за нарушения смыкания челюстей

    Нарушения прикуса несут ярко выраженный косметический дефект. Это непривлекательная улыбка, изменения пропорций лица, например, слишком выпирающая нижняя челюсть, постоянно приоткрытый рот. Массивный тяжёлый подбородок тоже не добавляет лицу привлекательности, ведь за счёт него и челюсть выглядит гораздо крупнее.

    Фото 3. Лицо женщины в профиль при неправильном прикусе (слева) и после исправления патологии (справа).

    Появление щелей между боковыми зубными отделами вызывает асимметрию лица и эффект «запавших щёк», как если бы боковые зубы отсутствовали совсем. Ко всему этому можно добавить несколько растерянное и удивленно-глуповатое выражение лица, которое совершенно не красит человека.

    Конечно, неправильный прикус меняет лицо, появляется асимметрия. Происходит это потому, что на одной из сторон зубы стираются быстрее. С возрастом эта проблема только увеличивается.

    ЛОР заболевания, нарушения дыхания

    Сильные аномалии прикуса могут спровоцировать у человека серьёзные нарушения в виде частичной или полной замены носового дыхания ротовым.

    В дальнейшем эта проблема осложняется скоплением бактерий в ротовой полости. Это может сделать человека предрасположенным к ЛОР-заболеваниям, таким как гайморит, отит, синусит, ангина и пр. Без помощи стоматолога-ортодонта справиться с ними крайне сложно.

    Бруксизм

    Неправильный прикус становится причиной бруксизма — скрипа зубами, обусловленного стереотипной периодической активностью определённой группы мышц.

    Этот вид патологии зубочелюстной системы появляется в результате нарушения типичных функций нейромышечного комплекса.

    Выделяют две формы бруксизма — ночной и дневной. В основном скрежетание зубами происходит в ночное время. Зубы с неправильным прикусом трутся друг об друга, вызывают скрежет и характерные звуки.

    Появление бруксизма обусловлено и рядом других причин, например, стрессом, развитием других болезней, разочарованием, гневом и агрессивностью. Однако, если вы обнаружили у себя или у своих близких признаки бруксизма, незамедлительно обратитесь к стоматологу, а лучше пройти полное обследование организма.

    Берут ли в армию с глубокой, дистальной или мезиальной формой патологии

    Всё зависит от степени дефекта. Если он выражен не так сильно, то военкомат может принять решение о годности к военной службе.

    В армию не берут юношей с аномалией 2 или 3 степени с разобщением более 10 мм и с жевательной активностью менее 60%. Согласно статье 56 неправильный прикус у юноши должен подтвердить врач.

    Право на освобождение от призыва связано с тем, что молодой человек с подобной патологией не сможет пережёвывать армейскую пищу. Вторая причина — нарушение дикции. Армейская жизнь требует наличия у военнослужащих чёткой и внятной речи.

    Чтобы обратить внимание стоматолога военно-врачебной комиссии на прохождение призывных мероприятий, нужно взять медицинские документы, подтверждающие факт обращения к специалисту.

    Среди них: копии страниц медицинской карты с заключением лечащего врача, рентгеновские снимки.

    Если на медкомиссии стоматолог обратит внимание на проблему призывника, юношу направят на дополнительный осмотр к ортодонту. При подтверждении диагноза призывная комиссия даст отсрочку от призыва и направление на лечение.

    Полезное видео

    Посмотрите видеоотрывок из передачи «Жить здорово», в котором рассказывается о том, что такое неправильный прикус и о вариантах его исправления.

    Заключение

    Неправильный прикус может влиять на самые разные системы нашего организма и повлечь за собой проблемы, которые на первый взгляд даже не кажутся взаимосвязанными с прикусом. Нарушения влияют на нашу осанку, речь, внешность, дыхание и другое. Чем раньше вы начнёте лечение, тем быстрее и вернее оно протечёт.

    Читайте также:  Начистоту об эффективности ортодонтического вытяжения зуба
  • Ссылка на основную публикацию