Назначение и суть использования аппарата Форсус

Лечение дистального прикуса с помощью аппарата Форсус

Считается, что несъемные функциональные ортодонтические аппараты недостаточно эффективны для лечения людей со сформировавшейся зубочелюстной системой.

Врачи нередко рекомендуют таким пациентам для исправления зубочелюстных аномалий прибегнуть к челюстно-лицевой хирургии.

Однако разработанные в последнее время ортодонтические аппараты, во многих случаях способны избавить от инвазивной и дорогой костной пластики. К таким устройствам относится и аппарат Forsus.

Содержание статьи:

Общее представление и назначение

Аппарат Форсус – это несъемное ортодонтическое устройство функционально-механического типа. Это означает, что корректирующее усилие создается в нем как постоянно действующим механическим устройством (пружиной), так и работой жевательных мышц.

Аппарат предназначен для коррекции дистального прикуса (аномалия класса 2), который характеризуется западением нижней челюсти относительно верхней.

Ортодонтическая система, собранная с использованием аппарата Форсус, состоит из следующих элементов:

  • верхние щечные трубки (правая и левая);
  • верхнечелюстная дуга с брекетами;
  • нижнечелюстная дуга с брекетами;
  • модуль EZ;
  • мандибулярный стержень.

Корректирующее действие аппарата заключается в стимуляции роста (выдвижении вперед) нижней челюсти посредством давления мандибулярного стержня на нижнечелюстную вестибулярную дугу.

Одновременно происходит сдерживание роста верхней челюсти, благодаря реактивной силе от пружины, передаваемой на щечную трубку, через нее на дугу и все зубы верхней челюсти.

Конструкция может дополняться другими элементами, в частности, лигатурами, оказывающими нужное воздействие на отдельные зубы.

С какой целью определяется высота прикуса и используемые методы.

Заходите сюда, чтобы рассмотреть методики определения центральной окклюзии и центрального соотношения челюстей.

Технические характеристики

Аппарат Форсус является универсальной системой, настраивающейся на челюсть любого взрослого человека. Основными его параметрами является усилие давления на нижнюю вестибулярную дугу и расстояние от края щечной трубки до поверхности брекета, установленного на нижний клык (то есть длина межчелюстной тяги).

Усилия давление стержня на дугу должно быть около 200 г. Оно регулируется с помощью стопоров, устанавливаемых на мандибулярном стержне для изменения степени сжатия пружины.

Длина межчелюстной тяги варьируется в зависимости от размеров челюсти и устанавливается подбором стержня нужной длины, а также установкой стопоров на нижней вестибулярной дуге.

Все элементы конструкции изготовлены из прочного материала с высокой усталостной прочностью.

Назначение отдельных элементов системы

  1. Пружинный узел. Состоит из трех телескопических пружин, обеспечивающих необходимое усилие коррекции. Постоянство ее действия делает лечение независимым от поведения пациента, при открытом и закрытом рте.
  2. Клипса. С ее помощью модуль EZ крепится к щечной трубке. Благодаря особой конструкции (наличие антиротационного плеча), клипса предотвращает возникновение вращающего момента на щечных трубках, что препятствует повороту опорного зуба и увеличивает комфорт ношения аппарата.
  3. Щечная трубка. Является базой (опорой), относительно которой осуществляется коррекция. Состоит из кольца, надеваемого на зуб (моляр или премоляр), и 2-х припаянных трубок.

Верхняя служит для крепления верхнечелюстной лицевой дуги, нижняя, расположенная на уровне окклюзионной поверхности, – для крепление клипсы модуля EZ. Длина нижней трубки составляет от 3,6 до 4,3 мм.
Модуль EZ. Это основной элемент системы. Представляет собой сборный узел, в который входит пружинный узел и клипса, элементы соединены между собой рычагом.

По своей функции модуль EZ являются межчелюстной тягой, передающей усилие от сжатой пружины на нижнюю вестибулярную дугу. При этом создается постоянное, не зависящее от пациента корректирующее усилие.
Мандибулярный стержень. Передает усилие от пружины на нижнюю вестибулярную дугу. Выпускается в пяти типоразмерах – 25, 29, 32, 35 и 38 мм.

Соединение стержня с дугой осуществляется с помощью, расположенной на его конце петли. Последняя набрасывается на дугу и сжимается плоскогубцами для предотвращения спадания.

  • Нижняя вестибулярная дуга. Воспринимает давление от мандибулярного стержня и передает его на зубы нижней челюсти, через приклеенные брекеты. Усилие направлено вперед, для выдвижения нижней челюсти.
  • Верхняя вестибулярная дуга. Связывает зубы верхней челюсти в единую опорную систему. Воспринимает реактивное усилие коррекции и передает его на верхнюю челюсть, тормозя ее развитие.
  • Показания и противопоказания

    Аппарат Форсус используется для коррекции умеренной аномалии второго класса (дистальный прикус).

    В частности, показанием для его применения являются следующие клинические случаи.

    • Необходимость скелетной коррекции при легком и пограничном дистальном прикусе. (Справка. Скелетная коррекция в отличие от зубоальвеолярной предполагает воздействие на всю челюстную кость, а не только на зубоальвеолярный отросток).
    • Зубоальвеолярная аномалия 2 класса.
    • Односторонняя аномалия 2-го класса (дистальный прикус + смещение средней линии нижней челюсти). В этом случае для разных сторон челюсти устанавливаются различные силы коррекции. Результатом лечения становится исправление дистального прикуса с одновременной коррекцией положения средней линии.

    Аппарат Форсус противопоказан в том случае, если имеется риск негативного изменения лицевой эстетики.

    Основания к проведению дистализации нижних моляров и особенности приспособления.

    В этой публикации читайте, как проводится ортодонтическое вытяжение зуба.

    Здесь http://www.vash-dentist.ru/ortodontiya/prikus/deprogrammator-koysa.html все самое важное об использовании депрограмматора Койса в стоматологии.

    Этапы фиксации

    Установка аппарата, если он применяется в самом начале лечения, начинается с фиксации на вторых молярах верхней челюсти щечных трубок.

    Верхнечелюстная и нижнечелюстная дуга с брекетами устанавливается по стандартной технологии – клеевым способом. Концы нижнечелюстной дуги должны быть загнуты после крайних брекетов (установленных на вторых молярах). Для надежности крепить дуги к замочкам нужно не эластичными, а проволочными лигатурами.

    После фиксации дуг приступают к установке модуля EZ. Пользуясь щипцами Вейнгарда или иным инструментом, вставляют клипсу модуля с мезиальной стороны в нижнюю трубку до щелчка.

    Специальным инструментом в виде линейки измеряют расстояние от заднего края трубки до дистальной поверхности, установленного на клык брекета. Если в качестве опоры для мандибулярного стержня используется стопор, установленный на дугу, то расстояние измеряется до него.

    При замере, нижняя челюсть должна находиться в естественном для нее положении (без выдвижения вперед). По результатам замера выбирается мандибулярный стержень подходящей длины.

    Петля подобранного стержня надевается на вестибулярную нижнюю дугу в интервалы между первым премоляром и клыком. Точку приложения стержня можно менять с помощью стопора, устанавливаемого на вестибулярную дугу (стопор служит для упора стержня, и устанавливается в той точке, где необходимо приложить силу).

    При открытом рте пациента пружина модуля сжимается, и в нее вставляется стержень. Если при этом обнаруживается, что при сомкнутых зубах стержень выходит из дальнего края пружины, нужно использовать меньший типоразмер.

    Заключительной манипуляцией является сжатие петли стержня плоскогубцами для исключения его спадания с дуги.

    Активация аппарата (при необходимости) производится установкой стопорного кольца на стержне перед пружиной (для этого ее нужно сжать). Шаг коррекции составляет 2-3 мм.

    В видео смотрите, как устанавливается и работает аппарат Форсус.

    Продолжительность ношения

    Длительность лечения варьируется в широком диапазоне, в зависимости от степени аномалии. Устройство может применяться не с начала лечения, а на какой-то его стадии (установка модуля EZ на ранее установленную брекетную систему).

    Возможно также снятие модуля до окончания лечения, и продолжение коррекции брекетами без него. В общем, длительность лечения может колебаться от 1-го месяца до 2-х лет.

    Рекомендуются контрольные осмотры системы не реже 1-го раза в 6 недель.

    Тонкости снятия

    Снятие модуля EZ производится в такой последовательности:

    • пациент широко открывает рот;
    • петля мандибулярного стержня разгибается щипцами;
    • пружина сжимается, и из нее вытягивается стержень;
    • с помощью щипцов Вейнгарда или другого инструмента, клипса модуля извлекается из щечной трубки в окклюзионно-мезиальном направлении.

    Достоинства и недостатки

    Основным достоинством аппарата аппарат Форсус является его эффективность при коррекции дистального прикуса у людей со сформировавшейся зубочелюстной системой.

    Кроме этого, ряд достоинств обусловлен особенностями конструкции аппарата.

    • Предсказуемость результата, благодаря эффективности системы и исключению человеческого фактора. Корректировка не требует участия пациента. Постоянство действия корректирующей силы обеспечивается наличием пружины.
    • Легкость установки. Модуль EZ присоединяется к щечной трубке одним щелчком. Это стало возможным благодаря особой конструкции клипсы. Также легко происходит крепление мандибулярного стержня к вестибулярной дуге. Петля набрасывается на дугу и сжимается плоскогубцами для исключения соскакивания с дуги.
    • Легкость в использовании, не требует длительного обучения персонала.
    • Сочетаемость с любыми брекетами, возможно одновременное применение жестких и эластичных лигатур для смещения в нужном направлении отдельного зуба.
    • Высокая адаптивность, подстраиваемость под разные челюсти. Можно легко изменять величину, точку приложения и вектор направления корректирующей силы.
    • Прочность конструкции. Полностью исключить поломки нельзя, но аппарат достаточно надежен.
    • Удобство в ношении. В большинстве случаев пациенты не жалуются на дискомфорт. Это обеспечивается самой конструкцией аппарата. Близкое расположение пружины и стержня к зубам, как правило, избавляет слизистую щек от раздражения.
    • Практическая невидимость.
    • объемность конструкции, в редких случаях из-за особенностей строения челюстей возможно раздражение слизистых оболочек пружиной и стержнем;
    • относительно невысокая степень коррекции при скелетных (челюстных) аномалиях (зубоальвеолярное перемещение происходит легче).

    Отзывы

    Аппарат Форсус применяется в ортодонтии сравнительно недавно. Если вам пришлось проходить лечение с его помощью, поделитесь своими впечатлениями о нем.

    Был ли достигнут положительный результат, сколько для этого это потребовалось времени? Форма для комментария находится внизу страницы.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Помогите, пожалуйста: форсус или эл.тяги?

    #1 vera_nika

  • Пациенты
  • 16 сообщений
    • Пол: Женский
    • Город: Казань

    Уважаемые ортодонты и иже с ними, помогите, пожалуйста, советом!У мальчика 13 лет 9 месяцев глубокий дистальный прикус (вроде так правильно называется). В августе месяце 2013 г. были установлены брекеты, обычные металлические. Брекеты устанавливались из-за моего настойчивого желания поставить несъёмный аппарат для исправления прикуса (гербста, форсус или др.) Скоро будет уже 6 мес. как мы их носим, зубы все вроде выровнялись, спустя 1-2 мес. ношения ортодонт сказала, что ко всему прочему у нас образовался ещё и открытый прикус. Когда недавно завели разговор про форсус, ортодонт нам почему-то выдала резиновые тяги, хотя перед началом лечения было оговорено, что ставим форсус. Сказала, что они “лучше для сустава”. Ещё сказала, что никогда ещё не ставила этот аппарат никому, а только училась на него, но я и на это была согласна. Надо же кому-нить быть первыми? 2 месяца ношения тяг пока ни к чему не привели, т.к. мальчик носит их, я подозреваю, не постоянно (так же как и трейнер в детстве носил). Да и когда с тягами, я лично вообще никаких изменений в профиле не вижу. Может так и должно быть? И сколько их ещё носить нужно, чтоб был хоть какой-то результат? Мне кажется такими темпами это займёт ГОДЫ.

    В общем самый волнующий вопрос на данный момент: можно ли в принципе исправить такие отклонения в прикусе эластичными тягами? У скольких ортов советовались до начала лечения, ни один почему-то не упоминал, что можно тягами исправить. Все в один голос говорили, что ситуация сложная, в основном предлагали удалять верхние четверки. И ещё вопросы: как Вы думаете, поможет ли в данной ситуации Форсус?

    Фото прилагаю. (Некоторые сделаны до начала лечения, кое-какие сегодня).

    И всех заранее благодарю за ответы.

    Прикрепленные файлы

    • ортопантомограмма.jpg87,82К 3 скачиваний
    • трг в боковой проекции.jpg74,25К 4 скачиваний
    • спереди зубы.JPG37,77К 4 скачиваний
    • слева.JPG35,78К 4 скачиваний
    • справа.JPG33,33К 3 скачиваний
    • Копия вид спер.брек..JPG28,13К 2 скачиваний
    • Копия вид сбоку брек..JPG28,12К 1 скачиваний
    • Копия (2) профиль.JPG28,67К 4 скачиваний
    • Копия анфас.JPG28,8К 2 скачиваний

    #2 Force

  • Врачи+
  • 1 068 сообщений
    • Пол: Мужской
    • Город: Москва и Зеленоград

    Тяги в топку. Мальчику 14 лет. Гербст, Форсус – любой аналог как раз по суставным показаниям. Чем жестче аппарат, тем лучше. Удаление премоляров – в топку. Восьмерки нижние обязательно убрать.

    Возможно, ортодонт не ставит аппарат, поскольку это требует много времени для нее. Поговорите об этом с ней. Другой вариант – хирургия после 18 лет.

    #3 vera_nika

  • Пациенты
  • 16 сообщений
    • Пол: Женский
    • Город: Казань

    Тяги в топку. Мальчику 14 лет. Гербст, Форсус – любой аналог как раз по суставным показаниям. Чем жестче аппарат, тем лучше. Удаление премоляров – в топку. Восьмерки нижние обязательно убрать.

    Возможно, ортодонт не ставит аппарат, поскольку это требует много времени для нее. Поговорите об этом с ней. Другой вариант – хирургия после 18 лет.

    Спасибо Вам огромное за КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ответ! Я конечно не ортодонт и вообще женщина в этом отношении дремучая, но, начитавшись интернета , примерно так и думала. Будем настаивать на аппарате, благо вселили уверенность, что это не просто наши домыслы о его эффективности.

    А можете сказать, если она в первый раз будет ставить нам аппарат, это для нас чем-то может быть чревато? Или аппарат в установке прост и особой практики не требуется? А нижние восьмерки удалять ДО установки аппарата или можно ПОСЛЕ (снятия имею ввиду)? О втором варианте я пока и думать боюсь, очень уж хочется обойтись без хирургии.

    Сообщение отредактировал vera_nika: 16 января 2014 – 12:46

    #4 Force

  • Врачи+
  • 1 068 сообщений
    • Пол: Мужской
    • Город: Москва и Зеленоград

    Восьмерки нужно до лечения было удалять. Чем быстрее, тем лучше.

    Аппарат – если в первый раз, ничего страшного, только чтобы доктор была доступна, если что-то сломается. Мышцы достаточно мощные у ребят.

    Читайте также:  Зависимость здоровья зубов от периода сменного прикуса

    #5 vera_nika

  • Пациенты
  • 16 сообщений
    • Пол: Женский
    • Город: Казань

    Восьмерки нужно до лечения было удалять. Чем быстрее, тем лучше.

    Аппарат – если в первый раз, ничего страшного, только чтобы доктор была доступна, если что-то сломается. Мышцы достаточно мощные у ребят.

    Ещё раз спасибо за совет! Завтра же запишемся на удаление. Мы же можем это без обсуждения с лечащим сделать? Или всё же её в известность поставить?

    И как мне аргументированно (но доступным языком) объяснить хирургам зачем нужно проводить удаление или они всё обычно делают без лишних вопросов?

    А верхние восьмерки трогать не надо или они тоже под угрозой удаления?

    Извините, пожалуйста, завалила Вас вопросами.

    Сообщение отредактировал vera_nika: 16 января 2014 – 23:15

    #6 Force

  • Врачи+
  • 1 068 сообщений
    • Пол: Мужской
    • Город: Москва и Зеленоград

    Нижняя челюсть в ретропозиции, нижняя микрогнатия. Дефицит места для прорезывания зубов мудрости. Избыточный наклон нижних зубов. Двойная окклюзионная плоскость. Это все показания для удаления нижних зубов мудрости. Доктора лучше поставить в известность, но думаю она и сама рада будет. Верхние восьмерки не критичны для дистального прикуса, и расположены они весьма высоко – не достать без серьезного вреда. А нижние – близко и без корней- заживет быстро, если хирург опытный

    #7 vera_nika

  • Пациенты
  • 16 сообщений
    • Пол: Женский
    • Город: Казань

    Нижняя челюсть в ретропозиции, нижняя микрогнатия. Дефицит места для прорезывания зубов мудрости. Избыточный наклон нижних зубов. Двойная окклюзионная плоскость. Это все показания для удаления нижних зубов мудрости. Доктора лучше поставить в известность, но думаю она и сама рада будет. Верхние восьмерки не критичны для дистального прикуса, и расположены они весьма высоко – не достать без серьезного вреда. А нижние – близко и без корней- заживет быстро, если хирург опытный

    Не знаю как Вас и благодарить за Ваше участие и неравнодушие! У нас врач совсем молоденькая, может опыта не хватает. Я уже говорила ей про зубы мудрости, т.к. перед началом лечения писала на Вашем форуме про наш случай, один врач тоже советовал удалить, но она всё говорит посмотрим-подождём, а оказывается давно уж надо было.

    Дай Бог вам здоровья и долгих лет жизни, ведь Вы другим людям помогаете здоровыми стать.

    #8 vera_nika

  • Пациенты
  • 16 сообщений
    • Пол: Женский
    • Город: Казань

    Можно я в этой темке продолжу? Надеюсь, кто-нибудь ответит (возможно, Force? ). Всем высказавшим своё мнение будем очень благодарны.

    Сегодня были на очередном приеме у лечащего. После разговора с ней хочется плакать от отчаяния. Постараюсь кратко, но наиболее точно изложить его суть.

    Я: Поставим ли мы в след.месяце форсус?

    Она: Форсус ставить рано. Носите тяги. Форсус – очень жесткий аппарат, что очень плохо для сустава. Ему с этим суставом всю жизнь жить. Скорее всего вообще обойдемся тягами, они мягко( ) выдвинут его челюсть вперед.

    Я: Но, насколько я знаю, сейчас нужно наиболее жесткий аппарат использовать. (На форуме я читала, что нельзя ссылаться на мнение врачей с Вашего форума, по моему об этом Skip писал). Тяги постоянно он не носит.

    Она: Воздействуйте на него.

    Я: Я настаиваю на Форсусе.

    Она: У него челюсть нижняя слишком маленькая, очень большая саггитальная щель, форсус тут не поможет, сначала будем расширять челюсть, для этого я вставила между зубами (клыком и премоляром?) пружины. Мальчик ещё растёт, поэтому и челюсть должна вырасти. Вообще самое лучшее в вашей ситуации – удаление двух верхних премоляров, чтоб сравнять размер челюстей.

    Я: Это не обсуждается, я категорически против. Лучше сделаем операцию после 18 лет. Сколько ещё будем носить тяги?

    Она: Ну, дело Ваше. Насчет тяг – не знаю. Посмотрим.

    Я: Нам нужно удалить две нижние восьмерки.

    Я: (Описываю как помню диагнозы-показания Force)

    Она: Ничего удалять не нужно. Мы будем расширять челюсть, места им хватит. В крайнем случае всегда их удалить успеем.

    Никогда за последнее время так ужасно себя не чувствовала, как после этого разговора – тоска и безысходность. Неужели никакой аппарат нам уже не поможет? Пишу это и плачу, чесс слово.

    Помогите, пожалуйста, ответьте на вопросы:

    1) можно ли этими пружинами расширить челюсть? они же вроде только зубы друг от друга отталкивают, хуже не будет? и вообще реально в нашем возрасте её расширить?

    2) выложила фото, на которых видно, на сколько не смыкаются его задние зубы, т.е. какая большая щель между ними, если он ставит челюсть в правильное положение. Это и есть причина, из-за которой форсус ставить нельзя? Я то, дура, надеялась, что всё само собой нормализуется после установки аппарата. (Раньше в таком ракурсе фото выложить ума не хватило).

    3) смущает, что центр сместился на передних зубах (может из-за накусочной площадки на верхних единицах, потому что когда мальчик ставил на неё зубы, говорил, что ровно поставить не может, ему площадка мешает). Но это наверно выровняется брекетами? т.к. площадку она сегодня убрала.

    4) насколько оправдана такая тактика лечения? поймите, я не то чтоб ей не доверяю. Просто смущает обстоятельство, что она ничего никогда конкретно не говорит, всё время “посмотрим”. Даже перед началом лечения (на форуме не раз читала, что врач должен обсуждать план лечения с пациентом) НИЧЕГО не было разъяснено. На мою просьбу в общих чертах объяснить, что и как будет, она сказала: “Ну и как я Вам это покажу и объясню?” Я говорю, да хоть на модельках челюстей. Она ответила в том духе, что не морочьте голову ни себе ни мне, всё будет видно в процессе лечения. Получается, ясной картины у неё и тогда не было и сейчас нет. Или может это в порядке вещей? Я понимаю, что ортодонтия – область ОЧЕНЬ сложная.

    В общем и целом, на данный момент мною решено всё же удалить две нижние восьмерки, как советовал Force, не дожидаясь её согласия и не надеясь на расширение челюсти (может я не права?)

    5) И МОЖНО ЛИ МАЛЬЧИКУ ВСЁ ЖЕ ПОСТАВИТЬ АППАРАТ ДЛЯ ВЫДВИЖЕНИЯ ЧЕЛЮСТИ? (Учитывая свежевыложенные снимки).

    Напишите, пожалуйста, если нужны ещё какие-то фото. Если дистанционно трудно что-то посоветовать, может хоть врача хорошего, опытного порекомендуете в Казани. Я понимаю, что долечивать и перелечивать не возьмутся, но хоть посоветуют что-то, а то так и буду бить себя ушами по щекам от отчаяния.

    Пожалуйста, не оставьте мой пост без внимания! Одна надежда на вас, уважаемые ортодонты и другие специалисты.

    Прикрепленные файлы

    • Копия анфас 27.01.JPG40,32К 3 скачиваний
    • Копия профиль 27.01.JPG36,24К 3 скачиваний
    • Копия профиль 27.01(1).JPG35,05К 2 скачиваний
    • Копия смайл.JPG42,35К 3 скачиваний
    • Копия щель справа.JPG116,23К 1 скачиваний
    • Копия щель слева.JPG37,34К 2 скачиваний
    • Копия щ.справа.JPG41,91К 2 скачиваний
    • Копия щ.спр..JPG38,36К 2 скачиваний

    Сообщение отредактировал vera_nika: 27 января 2014 – 21:52

    Устройство автомобилей

    Устройства и приборы высокого давления

    Форсунки дизельного двигателя

    Назначение форсунок и требования к ним

    Форсунка служит для подачи топлива в цилиндр двигателя, распыления и распределения топлива по камерам сгорания.

    Условия работы форсунок очень тяжелые – они подвержены воздействию колоссальных давлений и тепловых нагрузок. Впрыск начинается при температуре в камере сгорания 700…900 ˚С и давлении 3…6 МПа, а заканчивается при температуре до 2000 ˚С и давлении 10…11 МПа.

    К форсункам предъявляются следующие очень жесткие требования:

    • оптимальная дисперсность, т. е. высокая степень дробления капель топлива, так как чем меньше капли, тем больше их суммарная поверхность, быстрее происходит нагрев и сгорание топлива, но при этом уменьшается длина факела;
    • обеспечение такой скорости струи топлива, чтобы оно достигало краев камеры сгорания, поэтому капли не должны быть слишком мелкими – средний размер капель (с учетом требования по первому пункту) – 30…50 мкм;
    • распределение впрыскиваемого топлива по всему объему камеры сгорания;
    • резкое начало впрыска и его прекращение.

    Форсунки бывают открытые и закрытые.
    Открытые форсунки обеспечивают постоянную подачу топлива. В современных дизелях такие форсунки не применяются.
    В дизельных двигателях применяют закрытые форсунки, которые открываются только в момент подачи топлива в камеру сгорания.

    Закрытые форсунки могут быть двух типов – одно- и многодырчатые. Первые устанавливают на двигателях с вихревыми камерами сгорания, вторые с неразделенными камерами сгорания.

    Различают, также, механические форсунки и форсунки, управляемые электроникой.
    Современные системы питания дизельных двигателей используют впрыск, управляемый компьютером (электронным блоком управления). На основании информации, поступающей от многочисленных датчиков, такие системы учитывают многие процессы и текущие параметры работы двигателя. Форсунки в таких системах управляются специальными электромагнитными или пьезоэлектрическими устройствами, что открывает широкие возможности повышения эффективности работы двигателя, а также его экологичности.

    К отдельной категории устройств для впрыска топлива в цилиндры относятся насос-форсунки, представляющие собой своеобразный гибрид между ТНВД и форсункой в одном узле.

    История изобретения форсунки

    Как известно, Рудольф Дизель изначально планировал работу своего знаменитого детища на угольной пыли. Его система питания содержала специальный насос, вдувавший угольную пыль в цилиндр двигателя сжатым воздухом. Однако, уголь оказался низкокалорийным топливом, не способным дать высокой температуры сгорания, и Дизелю пришлось обратить свой гениальный взор к жидким топливам. Ведь разница температур в цикле работы двигателя – прямой путь к повышению КПД, как установил француз Николя Сади Карно.

    Сначала Дизель попробовал впрыскивать в цилиндр своего двигателя бензин, но при первом же испытании двигателя произошел взрыв, едва не стоивший жизни самого Дизеля и его помощников, и изобретателю пришлось применить менее взрывоопасное топливо – керосин.
    В июне 1894 года Дизель построил двигатель, использующий в качестве топлива керосин, который впрыскивался в цилиндры специальной форсункой. Для впрыскивания керосина применялся пневматический компрессор, развивавший давление, превышающее давление в цилиндре двигателя. За такими двигателями закрепилось название «компрессорные дизели».

    Идея гидравлического впрыска топлива в дизельных двигателях принадлежит, как утверждает история, французскому инженеру Сабатэ, который, к тому же, предложил многократный впрыск, т. е. впрыск, осуществляемый в несколько этапов (эта идея используется в современных системах питания – Common Rail и насос-форсунка).

    В 1899 году русский инженер Аршаулов впервые построил и внедрил топливный насос высокого давления оригинальной конструкции – с приводом от сжимаемого в цилиндре воздуха, работавший с бескомпрессорной форсункой. Эти форсунки устанавливались на дизелях, выпускавшихся Механическим заводом «Людвиг Нобель» в Петербурге в начале прошлого века («русские дизели»).

    В 20-е годы XX века немецкий инженер Роберт Бош усовершенствовал встроенный топливный насос высокого давления, а также создал удачную модификацию бескомпрессорной форсунки. Эти устройства с различными усовершенствованиями используются в системах питания дизельных двигателей и в наши дни.

    Дизельные двигатели, использующие в системе питания повышение давления топлива перед впрыском, называют «бескомпрессорными дизелями».
    В настоящее время классические компрессорные дизели не имеют практического применения. В современных двигателях впрыск осуществляется бескомпрессорными способами.

    Однако, наука и техника не стоят на месте, и, благодаря широкой компьютеризации всех систем автомобиля, в настоящее время механические форсунки постепенно вытесняются более совершенными устройствами, управляемыми электроникой.

    Принцип действия многодырчатой форсунки

    В многодырчатой форсунке основной частью является распылитель. Он состоит из корпуса 1 (рис. 1, а) и иглы 2. Распылитель притянут к корпусу 7 форсунки накидной гайкой 3. Сверху на иглу давит пружина 12 (рис. 1, б). Топливо в полость Б форсунки подается по каналу В.
    Когда нет подачи топлива насосом (рис. 1. I), давление в полости Б составляет 2…4 МПа. Топливо давит на нагрузочный поясок Г иглы, но эта сила меньше силы пружины, которая прижимает иглу к распылителю. Игла запорным конусом Д перекрывает выходные отверстия – сопло А.

    При подаче топлива насосом сила давления топлива на поясок Г становится больше силы пружины, игла поднимается, и через сопло А с большой скоростью топливо впрыскивается в камеру сгорания. После окончания подачи топлива давление падает, пружина возвращает иглу на место, запирая выходные отверстия распылителя, и впрыск прекращается.

    Подъем иглы ограничен упором ее верхних заплечиков в корпус 5 форсунки и составляет 0,2…0,25 мм.

    Качество дробления топлива зависит от скорости его движения через сопла, которая, в свою очередь, зависит от давления впрыска. При нормальном режиме скорость струи топлива составляет 200…400 м/с. Для этого необходимо создать перепад давлений в форсунке и камере сгорания 5…10 МПа. Поскольку давление в цилиндре в момент впрыска достигает 3…5 МПа, давление топлива в форсунке должно быть более 10…20 МПа.
    Чтобы обеспечить работу форсунки при таком давлении, корпус распылителя и игла выполнены очень точно и притерты друг к другу. Они являются третьей прецизионной парой в магистрали высокого давления. Игла и корпус распылителя не подлежат разукомплектованию и подлежат замене только в комплекте.

    Устройство многодырчатой форсунки

    На двигателях с неразделенными камерами сгорания устанавливают, как правило, многодырчатые форсунки. Так, на двигателях КамАЗ-740 устанавливается форсунки серии 33, на двигателях ЗИЛ-645 и ЯМЗ-240 – форсунки Б-2СБ, на двигателях ЯМЗ-238 – форсунки модели 80 (см. рисунок 2 внизу страницы).

    Читайте также:  Все, что нужно знать о профилактике аномалий прикуса

    К корпусу 7 форсунки накидной гайкой 3 притянут распылитель с иглой 2. Распылитель имеет четыре сопловых отверстия диаметром 0,3 мм. На иглу через штангу 13 давит пружина 12. Топливо от насоса подается в полость форсунки через штуцер 9, в котором установлен фильтр 10. Верхнее отверстие в корпусе служит для отвода в бак топлива, просочившегося через зазоры между иглой и распылителем. Штифты 4 и 6 определяют точное положение распылителя относительно корпуса и топливных каналов. Прокладками 11 регулируют натяжение пружины, которое определяет давление начала впрыска.

    Форсунки устанавливают в специальные гнезда головки цилиндра и закрепляют скобами.
    Между корпусом форсунки и головкой блока размещается уплотнительная медная шайба (кольцо), которая надевается на корпус распылителя и вместе с форсункой аккуратно вставляется в гнездо головки. Такая шайба служит не только уплотнителем между форсункой и головкой, но и обеспечивает хороший теплоотвод от распылителя к головке цилиндров.
    Уплотнительное кольцо 8 предохраняет полость клапанной крышки от попадания в нее пыли и влаги.

    Устройство однодырчатой штифтовой форсунки

    Однодырчатые форсунки иногда называют штифтовыми, поскольку конец ее иглы выполняется в виде штифта. Такие форсунки устанавливают, как правило, в дизелях с разделенными камерами сгорания.
    Конструкция распылителя таких форсунок обеспечивает объемно-пленочное смесеобразование, поскольку распыливание топлива более направленное, чем в многодырочных форсунках, и значительная часть топлива достигает стенок камер сгорания, образуя быстро испаряющуюся пленку.

    Дизели с вихревыми (раздельными) камерами сгорания менее чувствительны к составу топлива и устойчивее работают в широком диапазоне частот вращения. Применяемые с ними форсунки рассчитаны на меньшее давление, следовательно, не требуют столь высокой точности изготовления, как форсунки для неразделенными камерами сгорания, а потому дешевле.

    На рис. 1,в показан распылитель штифтовой однодырчатой форсунки. Такая форсунка устанавливается в вихревых камерах сгорания и имеет одно сопло.
    Конец иглы 2 выполнен в виде штифта 13 конусной формы, выступающего за пределы корпуса распылителя. Штифт служит для формирования факела топлива в виде конуса.
    Принцип работы однодырчатых форсунок не отличается от принципа работы многодырчатых форсунок.

    Устройство некоторых типов форсунок, применяемых на автотракторных дизельных двигателях отечественного производства приведено на рисунке 2.

    Топливная форсунка. Назначение, устройство, принцип работы

    Видео: Устройство и принцип действия насос форсунки. Принцип работы форсунки инжекторного двигателя. Изучаем Common Rail. Дизельные форсунки. Разбираем топливную форсунку. Промывка топливной форсунки своими руками. Что убивает форсунки дизельного двигателя. Регулировка дизельных форсунок на стенде в домашних условиях. Работа распылителя и стенда КИ-562

    Форсунка — это элемент системы впрыска, предназначенный для дозированной подачи топлива, его распыления в камере сгорания (впускном коллекторе) и образования топливно-воздушной смеси.

    Форсунки используются в системах впрыска как бензиновых, так и дизельных двигателей. На современных двигателях устанавливаются форсунки с электронным управлением впрыска.

    В зависимости от способа осуществления впрыска различают:

    • электромагнитные форсунки
    • электрогидравлические форсунки
    • пьезоэлектрические

    Общий вид форсунки системы «Коммон рейл» фирмы «Бош» показан на рисунке.

    Рис. Разрез электрогидравлической форсунки фирмы Бош:
    1 – отводящий дроссель; 2 – игла; 3 – распылитель; 4 – пружина запирания иглы; 5 – поршень управляющего клапана; 6 – втулка поршня; 7 – подводящий дроссель; 8 – шариковый управляющий клапан; 9 – шток; 10 – якорь; 11 – электромагнит; 12 – пружина клапана

    Форсунка состоит из:

    • электромагнита 11
    • якоря электромагнита 10
    • маленького шарикового управляющего клапана 8
    • запорной иглы 2
    • распылителя 3
    • поршня управляющего клапана 5
    • подпружиненного штока 9

    Шарик клапана прижимается к седлу с усилием пружины и электромагнита. Сила пружины рассчитана на давление до 100 кг/см2, что значительно ниже давления в линии высокого давления (250…1800 кг/см2), поэтому только при приложении усилия электромагнита шариковый клапан не отойдет от седла, отделяя аккумулятор от линии слива. Игла распылителя форсунки в нерабочем состоянии прижимается к седлу пружиной распылителя – это предотвращает попадание воздуха в форсунку при пуске двигателя.

    В отличие от бензиновых электромеханических фор­сунок, в форсунках «Коммон Рейл» электромагнит при давлении 1350 … 1800 кгс/см2 не в состоянии поднять за­порную иглу, поэтому используется принцип гидроусиления.

    Рис. Принцип действия электрогидравлической форсунки:
    а – форсунка в закрытом состоянии; b – форсунка в открытом состоянии; c – фаза закрытия форсунки

    При создании давления в аккумуляторе, оно действует как на конусную поверхность иглы, так и на поршень управляющего клапана 5. Поскольку площадь рабочей поверхности поршня на 50% больше площади конусной поверхности иглы, игла распылителя продолжает прижиматься к седлу.

    При подаче напряжения от блока управления на электромагнит 11, шток 9 якоря штока поднимается и открывается шариковый управляющий клапан 8. Давление в камере управления 7 падает в результате открытия дроссельного отверстия и топливо пропускается из зоны над поршнем управляющего клапана в зону слива. Давление на поршень управляющего клапана падает, так как подводящее дроссельное отверстие управляющего клапана имеет меньшее сечение чем отводящее. Запорная игла 2 при этом под действием высокого давления в кармане распылителя 3 открывается. Количество подаваемого топлива зависит от времени подачи напряжения в электромагнит 11, а значит от времени открытия шарикового управляющего клапана 8. При прекращении подачи напряжения на электромагнит 11, якорь под действием пружины опускается вниз, при этом шариковый управляющий клапан закрывается, давление в камере управления восстанавливается через специальный жиклер. Под действием давления топлива на поршень управляющего клапана 5, имеющего диаметр больше диаметра иглы, последняя закрывается.

    На входе топлива в форсунку установлен аварийный ограничитель подачи топлива. Он предотвращает опорожнение аккумулятора через форсунку с зависшей иглой или клапаном управления, а также повреждение соответствующего цилиндра дизеля. В нем используется принцип возникновения разницы давлений по обе стороны от клапана 1 при прохождении топлива через его жиклеры 2. Сечение жиклеров, за­тяжка пружины 3 и диаметр клапана подобраны по максимальной продолжительности и расходу, т.е. подаче топлива.

    Рис. Аварийный ограничитель подачи топлива через форсунку

    В системах «коммон рейл» первых поколений общее количество горючей смеси, впрыскиваемой в цилиндр, разделялось на предварительное и основное. Однако более гармоничной является такая схема сгорания, когда во время одного рабочего такта горючая смесь будет разделена на возможно большее количество частей. До сих пор добиться этого было невозможно по причине инерционности традиционных форсунок с электромагнитным управлением.

    Одним из путей совершенствования системы «коммон рейл» является увеличение быстродействия открытия форсунки. Минимальное время открытия форсунки для электромагнита с подвижным сердечником составляет 0,5 мс, что не позволяет оперативно изменять подачу топлива. Для более быстрого срабатывания форсунки в настоящее время применяется пьезокерамическая форсунка, которая работает вчетверо быстрее.

    Известно, что при подаче электрического напряжения на пьезокерамическую пластинку она на несколько микрон изменяет свою толщину.

    Пьезоэлемент, являющийся исполнительным элементом форсунки, представляет собой параллелепипед длиной 30…40 мм, состоящий из спеченных между собой 300 керамических пластинок (кристаллов), расширяющийся на 80 мкм всего за 0,1 мс, чего достаточно чтобы воздействовать на иглу форсунки с усилием 6300 Н. При этом для управления пьезоэлементом используют напряжение бортовой сети автомобиля.

    Для усиления пьезоэффекта в керамику добавляют палладиум и цирконий. Пьезоэлемент потребляет энергию только при подаче напряжения и регенерирует ее при выключении напряжения, таким образом, являясь регенератором энергии.

    Использование пьезоэлемента, кроме быстроты срабатывания, обеспечивает большую силу открытия клапана сброса давления над иглой форсунки и высокую точность хода для быстрого сброса давления подачи топлива.

    Электрогидравлическая форсунка с пьезоэлементом показана на. Основными составляющими форсунки являются модуль исполнительного элемента, состоящего из пьезоэлектрического элемента и его составляющих, модуль плунжера, состоящего из поршней, амортизатора давления и пружины, клапан переключения, игла. Для окончательной очистки топлива применяется специальный стержневой фильтр.

    Рис. Разрез пьезоэлектрогидравличе­ской форсунки:
    1 ­– патрубок рециркуляции; 2 – электрический разъем; 3 – стержневой фильтр; 4 – корпус форсунки; 5 – пьезоэлектричесий элемент; 6 – сопряженный поршень; 7 – поршень клапана; 8 – клапан переключения; 9 – игла форсунки; 10 – амортизатор давления

    Увеличение длины модуля исполнительного элемента преобразуется модулем соединителя в гидравлическое давление и перемещение, воздействующие на клапан переключения. Модуль плунжера действует как гидравлический цилиндр. На него постоянно воздействует давление подачи топлива 10 кгс/ см2 через редукционный клапан в обратной магистрали.

    Топливо выполняет роль амортизатора давления между плунжером соединителя выпускного дросселя 8 и плунжером клапана 5 в модуле плунжера. Из пустого закрытого инжектора (присутствует воздух) воздух удаляется при стартерном пуске двигателя (с частотой вращения вала стартера). Помимо этого, инжектор наполняется топливом, подаваемым погруженным в топливном баке насосом, проходящим через управляемый обратный клапан против направления потока топлива.

    Клапан переключения состоит из пластины клапана, плунжера клапана 5, пружины клапана и пластины дросселя 3. Топливо под давлением протекает через впускной дроссель 4 в пластине дросселя к игле форсунки и в камеру над иглой форсунки. Благодаря этому происходит выравнивание давления над и под иглой форсунки. Игла форсунки удерживается в закрытом положении силой пружины форсунки. При нажиме плунжера клапана 5 открывается канал выпускного дросселя и топливо под давлением вытекает через выпускной дроссель 8 большего размера, расположенный над иглой форсунки. Топливо под давлением поднимает иглу форсунки, в результате чего происходит впрыск. Благодаря быстрым командам на переключение пьезо-электрического элемента за один рабочий такт друг за другом производятся несколько впрысков.

    Рис. Принцип работы пьезофорсунки:
    1 – игла форсунки; 2 – пружина форсунки; 3 – пластина дросселя; 4 — впускной дроссель; 5 – плунжер клапана; 6 – линия высокого давления; 7 – соединительный элемент; 8 – выпускной дроссель; а – форсунка закрыта; б — форсунка открыта

    Из-за особенностей процесса сгорания, присущих дизельным двигателям с турбонаддувом, для уменьшения шума и снижения выброса оксидов азота в цилиндры двигателя перед впрыском основной дозы топлива подается небольшая капля топлива (1…2 мм3) «пилотный впрыск», которая плавно перетекает в распыление остальной части топлива. Предварительный впрыск позволяет топливу воспламеняться быстрее. Давление и температура при этом возрастают медленнее чем при обычном впрыске, что уменьшает «жесткость» работы двигателя и его шум с одновременным снижением выбросов окислов азота. Характер процесса двойного впрыска показан на рисунке:

    Рис. График процесса двойного впрыска и характер распыления топлива

    При холодном двигателе и в режиме, приближенном к холостому ходу, происходит два предварительных впрыска. При увеличении нагрузки предварительные впрыски один за одним прекращаются, пока при полной нагрузке двигатель не перейдет в режим основного впрыска. Оба дополнительных впрыска необходимы для регенерации сажевого фильтра.

    Благодаря тому, что пьезофорсунки имеют намного меньшее время срабатывания, чем традиционные электромагнитные, стало возможным разделение горючей смеси на несколько отдельных микродоз: после многократных предварительных впрыскиваний очень небольших количеств горючей смеси следуют либо основное впрыскивание, либо при необходимости многие так называемые «послевпрыскивания».

    Рис. Характер протекания процесса многоступенчатого впрыска

    Время между предварительным впрыскиванием и основным впрыскиванием составляет 100 мс. Объем топлива, попадающего в цилиндр в момент каждого предварительного впрыскивания, составляет 1,5 мм3. Это делается для равномерного распределения давления в камере сгорания и, соответственно, уменьшения шума, создаваемого в процессе сгорания. После впрыскивания, в свою очередь, служат для снижения токсичности отработавших газов. Если в конце цикла сгорания произвести еще одно впрыскивание в цилиндр, то оставшиеся частицы сгорают лучше. Кроме того, в случае, когда во впускной системе установлен фильтр для улавливания несгоревших частиц, такая технология за счет высокой температуры способствует его очистке. Это особенно актуально для двигателей с большим рабочим объемом.

    Более того, сейчас стало возможным использовать до семи тактов впрыска вместо трех за один рабочий процесс. Благодаря этому появляются новые возможности для увеличения номинальной мощности двигателя и еще более точного контроля за составом отработавших газов.

    Новое поколение форсунок позволяет регулировать не только количество впрыска по времени и его фазы, но и управлять подъемом иглы, что позволяет более четко управлять процессом впрыска.

    В настоящее время производители дизельной топливной аппаратуры, например фирма Бош, разработала системы Common Rail с давлением впрыска до 2500 кгс/см2. В этих системах форсунка отличается от традиционной тем, что максимальное давление создается не гидроаккумуляторе, а в самой форсунке. Она снабжена миниатюрным гидроусилителем давления и двумя электромагнитными клапанами, позволяющими варьировать момент впрыска и количество топлива в пределах одного рабочего цикла. Таким образом, здесь совмещены принципы работы Common Rail и форсунки.

    Другим направлением форсунок фирмы Bosch является устройство в форсунках небольшого напорного резервуара, сокращающего обратный ход к циклу низкого давления. Это позволяет увеличить давление впрыска и КПД системы.

    Форсунки с повышенным давлением впрыска соответствуют нормам Евро-6.

    Топливные форсунки: устройство и принцип действия

    Форсунки — основной элемент дизельных двигателей и бензиновых двигателей с системой впрыска топлива (инжекторов). На сегодняшний день существует несколько принципиально разных типов форсунок, которые находят применение в двигателях различных конструкций. Обо всем этом — читайте в представленной статье.

    Назначение и виды форсунок

    В дизельных и инжекторных бензиновых двигателях применяются системы впрыска топлива, в которых главную роль играют форсунки — специальные устройства, распыляющие топливо в камере сгорания. В основе работы бензиновых и дизельных форсунок лежит одинаковый принцип: топливо распыляется, проходя под высоким давлением через сопло особой формы (они создают топливный факел, в котором жидкое топливо разбивается на микроскопические капли и смешивается с воздухом).

    Читайте также:  Что делать при обнаружении открытого прикуса у взрослых и детей

    Однако форсунки инжекторных бензиновых моторах работают под относительно небольшим давлением в единицы атмосфер, в то время как форсунки дизельных двигателей работают под давлением в сотни, а иногда и в тысячи атмосфер.

    На сегодняшний день применение находят четыре типа форсунок:

    – Механические;
    – Электромагнитные (электромеханические);
    – Электрогидравлические;
    – Пьезоэлектрические.

    Каждый тип форсунок имеет свои особенности и сферы применения.

    Механические форсунки

    Механическая форсунка — это «классическое» решение, которое применяется многие десятилетия и сейчас не теряет своей актуальности. Механическая форсунка — это, в сущности, клапан, открываемый при достижении определенного давления. Основу такой форсунки составляет корпус, внутри которого находится игла, которая под действием пружины закрывает сопло. Топливо от ТНВД под давлением поступает в кольцевую камеру между корпусом и иглой и приподнимает иглу — в этот момент открывается сопло, и топливо распыляется в камеру сгорания. При снижении давления игла снова закрывает сопло.

    Механическая форсунка очень проста и надежна, однако она не может обеспечить характеристик, которые предъявляются к современным дизельным двигателям. Поэтому ее постепенно вытесняют другие типы форсунок.

    Электромагнитные форсунки

    Электромагнитная форсунка отличается от механической тем, что игла в ней поднимается под действием встроенного электромагнита по сигналу от контроллера. Электромагнит обычно располагается в верхней части форсунки, игла соединена с якорем электромагнита, поэтому при подаче напряжения она поднимается вверх и открывает сопло.

    Сегодня обычные электромагнитные форсунки используются на инжекторных бензиновых двигателях, так как они плохо работают под теми высокими давлениями, которые необходимы для дизелей.

    Электрогидравлические форсунки

    Электрогидравлическая форсунка объединяет в себе преимущества электромагнитной и механической форсунок. В форсунке этого типа топливо давит на иглу с двух сторон — сверху и снизу, где находятся топливные камеры. Обе камеры связаны между собой, поэтому давление топлива в них равно и игла закрывает сопло. Однако верхняя камера (она называется камерой управления) через электромагнитный клапан связана со сливной магистралью, а топливо из впускной магистрали поступает в эту камеру через канал с сужением — дросселем.

    Принцип действия электрогидравлический форсунки сводится к следующему. Когда клапан закрыт, игла прижата к седлу и закрывает сопло. При подаче на клапан импульса он открывается, топливо из камеры управления поступает в сливную магистраль и давление в камере резко падает — в этот момент игла, на которую топливо теперь давит только снизу, открывается, происходит впрыск. Камера управления в момент открытия форсунки остается связанной с впускной магистралью, однако впускной дроссель не дает топливу быстро заполнить эту камеру.

    Электрогидравлическая форсунка получила широкое распространение в дизельных двигателях, в том числе и в системах впрыска топлива Common Rail. Эти простые и надежные устройства обеспечивают длительную и качественную работу двигателя.

    Пьезоэлектрические форсунки

    Пьезоэлектрические форсунки — наиболее современное и надежное решение, которое сегодня находит все более широкое применение на дизельных двигателях с системой впрыска Common Rail. В целом принцип действия этой форсунки повторяет принцип, заложенный в форсунках электрогидравлического типа, однако в ней клапан, открывающий путь топливу из верхней камеры в сливную магистраль, срабатывает под действием пьезоэлектрического кристалла.

    Как известно, в ряде кристаллов наблюдается пьезоэлектрический эффект — под воздействием внешней силы они деформируются с образованием электрического заряда. Такие кристаллы подвержены и обратному эффекту — под действием электричества они деформируются, изменяя свои размеры. В пьезоэлектрических форсунках используются кристаллы, которые при подаче напряжения увеличивают свою длину и толкают собой поршень клапана, выпускающего топливо из верхней камеры в сливную магистраль.

    Большое преимущество пьезоэлектрических форсунок — их быстродействие. Изменение длины кристалла и открытие клапана в них происходит в среднем в 4 раза быстрее, чем открытие клапана электромагнитного типа. Это открыло путь к реализации многократного впрыска за один такт, что улучшает характеристики двигателя. В современных дизельных моторах впрыск может производиться до девяти раз за один такт.

    Аппарат Гербста: особенности конструкции и использования

    Основным инструментом исправления зубочелюстных аномалий являются брекеты. Но в особо сложных случаях для лечения применяют дополнительные аппараты.

    Одним из таких устройств является аппарат Гербста, который представляет собой конструкцию несъемного типа.

    Содержание статьи:

    Что собой представляет?

    Данный аппарат является сложным устройством, основная цель которого исправление тяжелых окклюзий. Основные элементы аппарата изготавливают из медицинского сплава, отличающегося гипоаллергенностью и прочностью.

    Конструкция

    Основное отличие аппарата от других ортодонтических устройств, состоит в его конструкции. Данное приспособление включает в себя несколько элементов: опорные коронки, две шарнирные балки.

    Торцы каждой балки крепятся к опорным коронкам, с помощью специальных металлических колец. Коронки одевают на боковые зубы противоположных зубных рядов, гарантированно фиксируя челюсть в заданном положении.

    Балки имеют телескопическую конструкцию, которая легко двигается при открывании рта во время разговора или жевания.

    Это обеспечивается за счет неравномерной длины тяги и трубки балки, где длина балки на 2 мм превышает основную трубку.

    Для повышения устойчивости коронок, их могут оснащать специальной изогнутой металлической дугой, которая к ним просто приваривается.

    В зависимости от вида установки, конструкция делится на несколько типов, имеющих незначительные отличия:

    • Классический вариант, укрепляемый только на искусственных металлических коронках.
    • Фиксируемая на ортодонтической дуге брекет-системы и на коронках. Позволяет совмещать коррекцию положения челюсти с исправлением зубного ряда.
    • Устанавливаемая на пластиковый базис. В зависимости от начального состояния зубного ряда, базис может быть как частичным, так и полным, с детальным восстановлением.

    Такое изделие требует лишь фиксации базиса, без отдельной установки аппарата. Данный вариант позволяет исправить положение челюсти людям, с частичной или полной адентией.

    Принцип работы

    Визуальное исправление аномального положения с помощью данного аппарата начинается уже с момента его установки.

    Принцип работы устройства заключается в постоянном принудительном натяжении нижней челюсти, за счет которого она постепенно выдвигается вперед.

    Во время ношения конструкции происходит растяжение связок и мышечного аппарата челюсти, за счет чего формируется правильное положение нижнечелюстного сустава.

    Быстродействие аппарата обеспечивается тем, что аппарат находится на зубных рядах постоянно, 24 часа в сутки. При воздействии аппарата Гербста, уже через небольшой промежуток времени можно отметить улучшение профиля лица и его гармоничность.

    Аналогичное корректирующее действие получают при использовании пружин Саббаха, Форсус.

    Области применения

    Особенность конструкции позволяет использовать это устройство только для исправления ортодонтических проблем, вызванных недоразвитием нижней челюсти или гиперростом верхней.

    Он также может быть использован при устранении ортопедических проблем, совместно с другими корректирующими приспособлениями.

    Рекомендации, как подкручивать аппарата Дерихсвайлера, мы приводим в очередном обзоре.

    В этой публикации мы поговорим о способах лечения дистального прикуса.

    Преимущества и недостатки

    Данный тип устройства используют для выдвижения челюсти вперед довольно редко, несмотря на то, что он обладает рядом преимуществ, заметно выделяющих его на фоне других конструкций:

    • постоянное беспрерывное воздействие, которое обеспечивает гарантированный положительный и максимально быстрый результат;
    • заметное изменение профиля сразу после установки;
    • точное прогнозирование результатов;
    • отсутствие влияния внешних факторов;
    • быстрое привыкание;
    • не забивается какой-либо пищей;
    • не препятствует очищению большей части зубов;
    • может использоваться при различных патологиях дыхательных путей, в том числе и ротовом дыхании;
    • показан даже при проблемах с эмалью;
    • для детей до 17 лет он может заменять хирургическое лечение или установку объемной лицевой дуги.

    Фото до и после лечения аппаратом Гербста

    К недостаткам аппарата можно отнести:

      его громоздкость и небольшую эстетичность. Несмотря на то, что большинство клиник позиционируют это устройство как эстетичное, за счет его установки на последних зубах, оно все равно остается заметным из-за своей массивности.

    Особенно это выделяется при широкой улыбке или во время разговора.

  • возможность травмирования мягких тканей щек. Чаще всего слизистая травмируется во время приема пищи.
  • кроме того, аппарат затрудняет очищение последних коронок, что снижает уровень гигиены полости рта.
  • Показания к применению

    Основным показанием для использования аппарата Гербста является дистальный прикус с присвоенным первым классом по Энглю.

    Устройство применяют для выдвижения подвижной челюсти и ее постоянной фиксации. Чаще всего лечение конструкцией, проводится одновременно с установкой брекет-систем.

    Установка и правила ношения

    Установка конструкции в клиниках начинается с детальной подготовки зубов. Так как опора крепится к молярам, в первую очередь при подготовке уделяется внимание именно этой зоне.

    Врач проводит лечение проблемных моляров, замену старых и ненадежных пломб и полную санацию зубного ряда. В этом же периоде снимают оттиски с обеих челюстей, выявляя степень неправильной окклюзии.

    Оттиски отправляют в лабораторию для изготовления аппарата.

    Процесс подготовки проходит в несколько этапов, количество которых будет зависеть от типа конструкции:

      Перед установкой, врач проводит препарирование зубов под искусственные фиксирующие коронки. На верхней челюсти, в качестве опоры всегда выступает шестой зуб. На нижней для этого используют четвертый.

    Препарирование осуществляют под местной анестезией.

    Для того чтобы коронка была плотно зафиксирована и при этом не причиняла дискомфорта с жевательной поверхности эмали снимают слой, толщиной до 2 мм, а с боковых до 1,5 мм.
    После препарирования, зубы обрабатывают специальным веществом, повышающим пористость эмали, что способствует лучшей фиксации композитного материала.

    Чаще всего для этого применяют препараты на основе ортофосфорной кислоты, которые наносят всего на 15–40 секунд, в зависимости от возраста пациента и состояния его полости рта.

  • Эмаль высушивают и покрывают веществом, увеличивающим процент адгезии.
  • На подготовленные моляры фиксируют опорные коронки с помощью цемента или композита высокой прочности.
  • С помощью бандажных колец и С-образных зажимов, на коронки устанавливают силовые тяги и втулки.
  • Если установка проводится на брекеты, то сначала аппарат фиксируют на ортодонтическую дугу системы. Для этого используют специальные элементы, которые называют центрами.

    Их применяют для позиционирования аппарата и присоединения его к дуге. Центры оснащены технологическим зазором, через который одеваются на металлическую дугу.

    Затем, к центрам крепятся тяги с помощью специальных мини-винтов. Центры устанавливаются около опорных зубов. На верхней челюсти их фиксируют между 5 и 6, а на нижней между 3 и 4.

  • После установки втулок и тяг, проводится их регулировка и коррекция. При необходимости врач может провести их укорачивание.
  • Во время этой процедуры следует помнить, что слишком короткие тяги могут привести к выскальзыванию их из втулок. Слишком длинные элементы способствуют травмированию или раздражению слизистой.

    При лечении аппаратом Гербста необходимо следовать некоторым правилам, которые позволят получить гарантированный результат без причинения вреда полости рта:

    • следует избегать сильного механического воздействия, так как это может привести к поломке конструкции или нарушению фиксации опорных коронок;
    • особое внимание следует уделять внешнему виду С-образных зажимов. Изменение их формы требует незамедлительной замены элемента.

    Как минимум, при этом может нарушиться функциональность аппарата, вследствие чего, пациент не сможет полноценно открыть рот и пережевывать пищу.

    Наиболее опасным результатом деформации, может быть полный или частичный вылет тяги, который приведет к повреждению слизистых полости рта и гортани.

    Кому рекомендован ортодонтический аппарат Гуляевой, эффективность его применения.

    В этой статье мы рассмотрим способы, позволяющие закрыть диастемы.

    По ссылке http://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/okklyuzii/otkryityj-prikus.html читайте, какие аппараты используются для лечения открытого прикуса.

    Длительность лечения

    Длительность коррекции будет в первую очередь зависеть от возраста пациента и степени аномального положения челюсти. В основном, период лечения продолжается от 3 до 6 месяцев при соблюдении графика регулярных посещений ортодонта.

    Как правило, за такой период времени удается исправить сложную окклюзию у детей в возрасте до 15 лет.

    Этапы коррекции прикуса с использованием аппарата Гербста показаны на видео:

    Ретенционный период

    Так как аппарат направлен решать довольно сложную проблему, для устранения которой чаще всего используют хирургический метод, то после его снятия, ретенция является обязательной.

    Во время ретенционного периода после лечения брекетами, ретейнеры допускается носить лишь несколько часов в сутки. После аппарата Гербста, рекомендуется носить ретейнер не менее 20 часов в сутки.

    Поэтому наиболее предпочтительным вариантом в данном случае являются ретейнеры несъемного типа. Средняя длительность этого периода составляет 2 года.

    В это время происходит укрепление связок и мышц в суставе, минерализация его элементов и функциональное адаптирование.

    Стоимость

    Стоимость аппарата будет зависеть от типа конструкции. В среднем, купить его в клиниках, осуществляющих лечение этим устройством, можно по цене 4500–30000 рублей.

    Минимальная цена услуги будет при использовании шаблонной конструкции с 4 металлическими коронками и силовыми тягами. При этом в лечение не будут включены процедуры подготовки зубного ряда и коррекции тяг.

    При установке аппарата, включающего базис, дополнительные пружины и другие приспособления, стоимость стартует от 15000 рублей.

    Отзывы

    Судя по положительным отзывам пациентов, коррекция окклюзии с помощью аппарата Гербста, действительно дает гарантированный результат. Особенно отмечается небольшой период лечения.

    Предлагаем и вам поделиться своим мнением о процессе и результате лечения данным устройством, в комментариях к этой статье.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Понравилась статья? Следите за обновлениями

    Ссылка на основную публикацию