Внезапное онемение языка

Немеет язык или его кончик: причины

Язык – очень чувствительный орган нашего тела, одно из пяти чувств. Помимо вкусовой чувствительности, он, как и кожа, обладает очень высокой тактильной чувствительностью, не уступающей в этом отношении кончикам пальцев. Поэтому любое сенсорное нарушение в области языка, особенно онемение, человек сразу замечает и в некоторых случаях вызывает беспокойство. Почему возникает такое субъективное ощущение, как онемение языка?

Онемение языка может быть временным и постоянным или приступообразным. Временное онемение обычно не несет риска и связано с приемом любых лекарств, содержащих анестетики. В частности, это может быть спрей для горла Каметон, таблетки от боли в животе – Белластезин. Другой причиной преходящего онемения языка (парестезии) может быть кратковременное повреждение чувствительных нервов, иннервирующих слизистую оболочку языка. Это явление возникает во время некоторых стоматологических процедур (удаление зуба мудрости).
Онемение языка также может быть результатом неправильно проведенной стоматологической анестезии.

Другое дело, когда онемение языка носит постоянный или эпизодический характер и сопровождается другими парестезиями, такими как покалывание, зуд и жжение. Комплекс этих переживаний без видимых изменений самого языка называется глоссалгией и может указывать на различные заболевания – сдавление черепных нервов опухолью или окружающими тканями в результате их набухания при воспалительных или аллергических заболеваниях.

В этом случае локализация ощущений поможет определить, какой именно нерв поражен – если онемение присутствует у корня языка, следует немедленно проверить языкоглоточный нерв, поскольку он иннервирует эту область, онемение и парестезию на кончике и боковых сторонах. поверхности языка указывают на поражение язычного нерва. Онемение языка неврологического происхождения характеризуется постепенным (при опухоли) или внезапным (при воспалении) началом, часто начинается с языка, парестезия может распространяться на щеки, губы, небо. Также может сопровождаться другими неврологическими симптомами – параличом и парезом.

Другими причинами онемения языка могут быть местные и общие нарушения микроциркуляции и возникающие в результате дегенеративные процессы в капиллярах, нервах и других тканях. Такая ситуация может возникнуть при сахарном диабете, хронической алкогольной интоксикации и гиповитаминозах. В этом случае парестезия развивается медленно, постепенно, от кратковременного «непонятного» ощущения на языке до эпизодов онемения, преимущественно утром и ближе к вечеру. Онемение со временем становится постоянным.

Слизистая оболочка языка не изменяется в первые недели и даже месяцы заболевания, но со временем становится заметной ее гладкость (признак разрушения вкусовых сосочков языка), на поверхности языка становятся видны расширенные вены. слизистая, слюнотечение уменьшается. Все это связано с дистрофическими процессами, происходящими в тканях органа из-за недостаточной микроциркуляции.

Онемение языка также может быть косвенным признаком заболеваний ЖКТ – гельминтов (особенно часты парестезии при аскаридах), гастроэнтерита, холецистита, язвенной болезни. Расстройства системы крови также могут привести к парестезии (анемии), и было замечено, что неправильный прикус также вызывает онемение языка.

Отдельного упоминания заслуживают парестезии языка после стоматологических процедур. Помимо ранее упомянутой неадекватной анестезии, онемение языка может возникнуть после установки искусственных протезов и пломб. Это потому, что они иногда состоят из нескольких металлов, сплавленных вместе. При контакте со слюной эти разнородные металлы начинают взаимодействовать друг с другом, образуя нечто вроде обычной батареи. Генерируемый электрический ток (часто называемый гальваническим током) может раздражать слизистую оболочку языка, вызывая онемение и парестезию.

Что делать, если внезапно онемел язык? Если вы не связываете это явление с приемом каких-либо лекарств или лечением зубов, необходимо обязательно обратиться к врачу и пройти полное медицинское обследование для определения основного заболевания и его лечения. Если онемение вызвано гальваническими токами, замените некачественный протез или пломбу. При парестезиях, вызванных нарушением микроциркуляции, необходимо принимать поливитамины и другие препараты, улучшающие обмен веществ.

– Вернуться к оглавлению раздела » Неврология ».

Онемение языка причины, способы диагностики и лечения

Онемение – это нарушение чувствительности языка, при котором возникает неприятное ощущение покалывания. Это не самостоятельное заболевание или нарушение, а симптом, указывающий на заболевание или развивающийся на фоне вредных привычек – курения, употребления алкоголя или наркотиков.

Онемение развивается постепенно: сначала оно покрывает только кончик языка и проявляется в виде неприятного покалывания. Если вы не проконсультируетесь с врачом на этом этапе, проблема будет продолжаться и приведет к ощущению мурашек по всему языку и частичному или полному онемению. Это состояние может указывать на серьезные заболевания, и его нельзя игнорировать. Если боль и озноб на языке появляются регулярно или сохраняются в течение длительного времени, запишитесь на прием к терапевту.

Причины онемения языка

Преходящее чувство онемения чаще всего связано с негативным влиянием внешних факторов, таких как курение, злоупотребление алкоголем, прием некоторых лекарств или отравление тяжелыми металлами. Стойкий дискомфорт на языке возникает по другим причинам:

глоссалгия при поражении слизистой оболочки полости рта и сенсорном неврозе; возрастное истончение слизистой оболочки; проблемы в работе сосудистой системы, нарушения работы щитовидной железы у женщин в климактерическом периоде Гормональные колебания в организме после 15 недели беременности; железодефицитная анемия; аллергические реакции на еду, лекарства; хронический стресс, тяжелые эмоциональные расстройства, депрессия; Некоторые серьезные заболевания, включая рассеянный склероз, перенесенные инсульты, сифилис, болезнь Лайма, паралич Белла, рак спинного мозга и многое другое.

Статью проверил

Дата публикации: 24 марта 2021 г.

Дата проверки: 24 марта 2021 г.

Содержание статьи

Типы онемения языка

Онемение губ и языка

Чаще эта проблема носит длительный, рецидивирующий характер и указывает на наличие патологии в организме. Помимо механических повреждений ощущение покалывания также вызывается сосудистыми и инфекционными факторами, такими как паралич Белла, инсульт, железодефицитная анемия, гипогликемия и другие расстройства.

Онемение кончика языка

Эта проблема сопровождается неблагоприятными внешними воздействиями, такими как постоянное курение и злоупотребление алкоголем. Расстройство также может возникать при отсутствии или избытке определенных минералов в организме, после лучевой терапии и отравления тяжелыми металлами.

Онемение языка с головной болью

Сочетание этих симптомов, особенно если головная боль изнуряет, чаще всего указывает на развитие гиперинсулинизма. Иногда так проявляется мигрень.

Онемение языка и лица

Эта проблема указывает на повреждение кровеносных сосудов и нервов вокруг лица. Если онемение начинается в щеках, подбородке, во рту и распространяется на язык, скорее всего, это паралич Белла, рассеянный склероз или невралгия тройничного нерва.

Онемение языка после еды

Часто дискомфорт после еды вызван аллергической реакцией на какую-либо пищу, приправы или напитки. Так обстоит дело с глоссалгией, которая, в свою очередь, вызвана нелеченными или нелеченными заболеваниями.

Проявления и причины онемения языка

Онемение языка и губ. Эта проблема возникает после механических травм, сосудистых и инфекционных заболеваний, включая острую мигрень, паралич Белла, анемию, гипогликемию, рак и инсульт. Онемение языка и рук. Это онемение чаще всего возникает во время приступов мигрени. Онемение языка и горла. Проблема развивается после тяжелого или нелеченного воспаления ротовой полости, гортани. Иногда симптомы спровоцированы злокачественными опухолями гортани. Онемение неба и языка. Симптомы развиваются как побочное действие после приема некоторых лекарств, а также на фоне сильного стресса, депрессивного эмоционального состояния. Онемение лица и языка. Происходит это на фоне сосудистых и нервных заболеваний в зоне поражения. Причиной часто бывает паралич Белла, рассеянный склероз, невралгия тройничного нерва, повреждение зрительного, нижнечелюстного и глазодвигательного нервов.

Иногда онемение развивается не из-за болезни, а под воздействием внешних факторов. Например, после стоматологической анестезии, чрезмерного употребления алкоголя, частого курения.

Стадии онемения языка

Ощущение легкого покалывания на кончике или по всему языку. Возникает неприятное ощущение покалывания по всей поверхности органа. Язык теряет всякую чувствительность: вы не можете почувствовать его вкус или температуру, вы не можете пошевелить им.

Методы диагностики

В клинике CMRI причины парестезии диагностируются комплексно. В первую очередь врач фиксирует недомогания пациента, собирает интервью, определяет, были ли в семейном анамнезе случаи определенных генетических заболеваний, какие вредные привычки есть у данного человека. Для постановки точного диагноза врач берет у пациента анализы крови и аппаратную диагностику – УЗИ и магнитно-резонансную томографию.