Обучение гигиене полости рта от А до Я

Важность обучения гигиене полости рта специалистов и населения

Как сообщают актуальные исследования в области стоматологии, правильная гигиена полости рта – составляющая, занимающая до 90% среди факторов здоровья зубов и полости рта.

Именно поэтому задачей специалистов является не только лечение существующих болезней, но и их предупреждение при помощи обучения правилам гигиены.

Содержание статьи:

Общая информация

Грамотная гигиена ротовой полости является одной из важнейших мер первичной профилактики стоматологических заболеваний, в том числе, пародонта.

Предотвращение патологий существенно повышает качество жизни населения и уменьшает экономические затраты на осуществление стоматологической помощи.

В связи с этим, задачей гигиенистов и стоматологов является просветительская деятельность, способствующая качественному исполнению гигиенических процедур населением.

В понятие гигиены ротовой полости индивидуального характера входят такие моменты:

  • использование качественных инструментов для ее поддержания – девайсов, паст;
  • чистка элементов зубного ряда и правильная техника ее осуществления;
  • использование дополнительных профилактических мероприятий от стоматологических заболеваний.

При этом в любой урок гигиены должны входить три обязательных компонента для качественного усвоения знаний:

  • мотивация;
  • выбор средств и методов гигиены;
  • практическое обучение по выбранным методам.

Важно, чтобы знания и умения об уходе за полостью рта прививались массово, системно и качественно. Поэтому специалисты должны консультировать население различных возрастов и категорий.

Особенно это касается тех частей общества, которые сами имеют непосредственное отношение к передаче знаний последующим поколениям – это молодые родители, учителя, врачи других специальностей и т. д.

При обучении гигиене детей и подростков существуют свои нюансы воздействия. Иногда более эффективным оказывается объяснение от педагога или родителя, чем от медицинского специалиста. В случае родителей ребенок усваивает от них знания и закрепляет навыки, регулярно наблюдая их личный пример.

В зависимости от целевой аудитории и контекста, специалисты могут выбирать различные формы диалога.

Знания могут передаваться в индивидуальном порядке (если пациент пришел на прием и его проблемы очевидно вытекают из недостаточности соблюдения гигиены), групповом, офисном, коммунальном (когда речь идет о регулярной просветительской деятельности и целенаправленной передаче знаний).

Выясним вместе почему при чистке зубов появляется рвотный рефлекс, и что делать в таком случае.

Заходите сюда, чтобы познакомиться с разновидностями держателей для зубных щеток.

Мотивация

Для взрослого человека польза ухода за полостью рта очевидна в большинстве случаев. Однако детям и подросткам, на стадии привития им гигиенических навыков и упрочнения полезной привычки, часто требуется привести доказательства того, что уход за ротовой полостью необходим.

Встречаются оппоненты и среди взрослых пациентов. В качестве мотивирующих факторов могут выступать следующие утверждения:

  • микробы, содержащиеся в отложениях на поверхности костных органов, разрушают твердые ткани;
  • атака вредоносных элементов при наличии загрязнений происходит постоянно и непрерывно;
  • здоровые единицы позволяют в полной мере наслаждаться жизнью, в отличие от больных;
  • стоматологические болезни касаются каждого;
  • большую часть патогенных факторов можно искоренить благодаря ежедневному уходу за ротовой полостью;
  • сохранять здоровье элементов челюстных рядов гораздо проще и выгоднее, чем лечить последствия отказа от гигиены.

В качестве наглядных примеров для пациента лучше использовать различные визуальные пособия. В случае с демонстрацией вреда отложений на эмали лучше всего прибегнуть к нативному препарату, который можно рассмотреть через микроскоп, или демонстрации отложений после показательной чистки зондом или нитью.

Для демонстрации распространенности стоматологических болезней лучше всего использовать наглядные схемы, графики, диаграммы. Чтобы показать состояние полости рта самого пациента, используется фото- или видеосъемка с увеличением.

Как ничто другое пациентов мотивирует наглядное отображение экономических затрат на лечение болезней пародонта, протезирование, в сравнении с ежемесячными затратами на средства гигиены полости рта.

Весьма показательным является перечисление симптомов, которые возникают при систематическом пренебрежении стоматологическими рекомендациями.

Необходимо объяснить пациенту, насколько здоровые зубы выгоднее больных – ведь с безупречной улыбкой пациент может не чувствовать боли, без стеснения улыбаться, принимать пищу и т. д.

Выбор средств и способов

Выбор средств для гигиены полости рта производится в индивидуальном порядке врачом-стоматологом для конкретного пациента. Учитываются индивидуальные особенности и потребности организма.

Врач рассказывает о том, какую необходимо приобрести щетку, пасту, флосс (зубную нить) и дополнительные средства гигиены. Отдельным плюсом является наличие у врача в кабинете подобных продуктов, которые пациент при желании может приобрести.

Существует два основных подхода к обучению чистке полости рта – демонстрационное и практическое. В случае демонстрационного обучения врач показывает пациенту необходимые действия на модели, сопровождая свои действия пояснениями. На модели врач может проверить уровень текущих практических навыков пациента по чистке зубов.

Практическим обучением является перенесение демонстрации на личный опыт – иными словами, пациент тестирует полученные навыки на себе.

Практическое обучение также может быть использовано в диагностических целях, дабы проверить, насколько тщательно пациент проводит процедуру. После такой «тестовой» чистки производится окрашивание налета и его визуальная оценка.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Уход в зависимости от возраста

Восприятие ребенка меняется с возрастом и нуждается в поиске различных подходов к обучению. Кроме того, в зависимости от возраста меняется потребность в контроле и используемых инструментах.

Уроки для родителей грудничков

Зубки малыша следует обрабатывать с момента их прорезывания после каждого кормления, используя для этой цели специальный напальчник или мягкую марлевую ткань, смоченную в кипяченой воде. Следует осторожно обработать полость рта, избавив ее от остатков пищи.

Дети от года до трех лет

Возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению врачей-гигиенистов, является наиболее актуальным для начала обучения ребенка правилам ухода.

Задача — правильно обучить ребенка технологии гигиены, а также регулярно контролировать ее соблюдение, ложится на плечи родителей.

В обязанности родителей входит не только обучить ребенка правилам гигиены, но и привить ему необходимую мотивацию – рассказать о последствиях несоблюдения правил ухода, а также преподать личный пример грамотного отношения к здоровью и чистоте элементов челюстных рядов.

С полутора лет следует приучать ребенка ополаскивать рот после приема пищи кипяченой водой. С 2,5 лет можно приучать ребенка к чистке, смоченной в воде зубной щеткой с мягкой щетиной.

С 4 до 6

К 3 годам у малыша уже должна быть сформирована привычка ухаживать за ротовой полостью дважды в день, а при наличии кариеса или иных стоматологических патологий – эту процедуру следует проводить после каждого приема пищи.

Родители должны регулярно контролировать тщательность проведения процедуры, которые обрабатываются с внешней и внутренней стороны, и длительность чистки не должна быть меньше 3 минут.

Для дошкольников необходимо использовать специальную пасту, соответствующую возрасту, обогащенную фторидами – это защитит зубы от кариеса. Количество пасты для одной чистки должно быть не более размера горошины. Родители должны следить, чтобы малыш не глотал пасту.

Начиная с трехлетнего возраста, можно проводить демонстративный контроль чистки для более качественного обучения навыкам гигиены.

Для этого родитель может взять ушную палочку и смочить ее в 2% растворе йода. Провести по внешней стороне эмали – отложения подвергнутся окрашиванию, а чистые участки нет. Для подобных целей в продаже есть и другие препараты, окрашивающие налет в разные цвета.

Когда молочные зубки ребенка установят плотный контакт, в дополнение к чистке необходимо производить флоссинг – чистку межзубных поверхностей специальной нитью.

После 5 лет можно приучать ребенка к этой процедуре самостоятельно, перед сном.

Характеристики электрической зубной щетки Колгейт 360 и отзывы потребителей об устройстве.

Этот материал посвящен УФ стерилизаторам для зубных щеток.

С 7 до 10

Детям школьного возраста для регулярного подкрепления мотивации можно рассказывать о пользе гигиены, роли зубов в жизни человека, различных заболеваниях полости рта и методах их профилактики.

Родителям необходимо контролировать, насколько хорошо ребенок относится к инвентарю для поддержания гигиены. Ежедневные процедуры должны включать в себя также обработку зубной щетки мылом и ее содержание в отдельной посуде.

Целесообразно познакомить школьника с более широким спектром продуктов для поддержания гигиены – ополаскивателями, порошками, видами паст и т. д.

Со школьного возраста ребенок может использовать все те же продукты, что и взрослые, однако предпочтение еще следует отдавать «вкусным» пастам и эстетичным инструментам.

С 10 до 14

С детьми этого возраста лучше всего производить демонстрационные мероприятия в присутствии родителей в кабинете стоматолога.

Если выявлена недостаточность гигиенических мероприятий, то установить причину можно при помощи интервьюирования или заполнения анкеты. Затем, в зависимости от полученных сведений, стоматолог разъясняет ошибки и правила ухода.

С 15 до 18

С подростками этого возраста беседы проводятся так же, как и со взрослыми. Обучение должно строиться в индивидуальном порядке при посещении врача-стоматолога, с опорой на объективные и субъективные жалобы.

Стандартный метод чистки зубов

Зубы чистят по 3—4 минуты. Перед и после чистки следует провести ополаскивание полости рта водой, активно используя мимические мышцы и с усилием пропуская воду сквозь межзубные промежутки.

Фронтальные поверхности передних единиц и щечные – боковых очищаются при помощи движений «вверх-вниз», «вперед-назад».

Жевательные поверхности чистятся при помощи движений «вперед-назад», как и внутренние поверхности фронтальных и боковых единиц. Поверхности неба и языка следует чистить легкими подметающими движениями.

Читайте также:  Зубные щетки Curaprox: виды, особенности, цены и отзывы

Выводы

Обучение гигиене полости рта следует производить комплексно, ища индивидуальный подход и основываясь на возрастных характеристиках целевой аудитории.

На детей лучше всего действует личный пример родителей и регулярное обучение вкупе с контролем и демонстрацией. Взрослые пациенты нуждаются скорее в экономической мотивации и индивидуальном подходе со стороны врача.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обучение гигиене полости рта у детей от специалистов “ДЕНТиК Люкс”

Посещение стоматолога детьми – это обычно неприятная, нервная и болезненная процедура, ведь объяснить малышу, что ему нужно терпеть боль ради здоровья зуба практически невозможно. Поэтому детские стоматологические заболевания легче предупредить, чем с ними бороться.

Многие думают, что зубки у малышей появились недавно, и они не успеют разрушиться до смены на коренные. Другие же наивно полагают, что дети настолько чисты, что им не страшен даже налет.

Такие заблуждения необходимо искоренять, и проводить обучение гигиене полости рта, как у детей, так и у взрослых.

Когда же начинать?

От 0 до года

Начинать уход за детскими зубками необходимо с момента прорезывания. Находится ребенок на грудном или искусственном вскармливании, его зубы подвергаются атаке тех, же бактерий, что и все люди планеты, поэтому чистить их необходимо аккуратно, но регулярно.

Существуют различные современные инструменты:

  • Мягкие резиновые щеточки, которые одеваются на палец мамы не только очищают зубы, но и позволяют почесать малышу десны в период прорезывания.
  • Салфетки с ксилитом. Они также наматываются на мамин палец и позволяют быстро удалить налет.

Длительность процедуры составляет около 20 секунд.

От 1 до 3 лет

Начиная с года малышу уже можно чистить зубы щеткой и пастой. Она должна быть максимально мягкой, неширокой с длинной и объемной ручкой без острых краев для удобного захвата детской ручкой.

Дети в этом возрасте не умеют полоскать рот, и часто склонны проглатывать пасту, поэтому важно, чтобы она не содержала фтора, который является довольно агрессивным веществом.

От 3 до 7 лет

Такие дети уже должны уметь самостоятельно чистить зубы детской щеткой и пастой со средним уровнем абразивности и содержанием фтора не более 500 ppm.

В этом возрасте необходимо научить ребенка пользоваться флосом (стоматологической нитью) и ершиками. Эти инструменты с самого раннего возраста помогают максимально эффективно очищать самые труднодоступные места между зубами, и не оставляют болезнетворным бактериям ни единого шанса.

Обучение гигиене полости рта детей в этом возрасте целесообразно поручить стоматологу. Это исключит все возможные ошибки.

От 7 до 12 лет

Детская паста для зубов этой возрастной категории детей в среднем должна содержать уровень фтора 1200 ppm, но более точные рекомендации должен дать стоматолог после осмотра.

Кроме флоса в этом возрасте также возможно использование различных ополаскивателей без содержания спирта.

Важно отметить, что паста должна быть детской и соответствовать возрасту ребенка, чтобы сохранить здоровье эмали. Они не должна содержать отбеливающих веществ.

Как чистить?

Фронтальные зубы должны чиститься с внешней и внутренней сторон с помощью вертикальных выметающих движений от десны к зубу.

Жевательные зубы очищаются с трех сторон:

  • С жевательной – возвратно-поступательными движениями вперед-назад;
  • С внешней и внутренней сторон выметающими движениями.

Длительность чистки не менее 2 минут.

Чистить зубы желательно после каждого приема пищи, но это не всегда возможно, поэтому рекомендуется как минимум его прополоскать водой.

Мотивация

Для того чтобы привить малышу дисциплину ухода за своими зубками можно воспользоваться следующими хитрыми советами:

  • «Смотри, как мама делает!» Копирование – это главная детская программа, заложенная самой природой.
  • «Боремся с вредными микробами». Предварительно необходимо нарисовать образ врага-микроба, который безжалостно разрушает красивые зубки, а малыш бесстрашно борется с ними с помощью своего меча – зубной щетки.
  • Паста должна иметь привлекательный фруктовый или шоколадный вкус, иметь интересный дизайн и красочную упаковку. Это касается и щетки.

В более старшем возрасте с детьми важно обсуждать преимущества здоровых зубов и красивой улыбки.

Правильно ухаживать за зубами научат в стоматологический клинике «ДЕНТиК Люкс»

Долг стоматолога – не только вылечить, но и научить правильной гигиене и профилактике заболеваний. В случае с детьми необходимо особое терпение, доброжелательность, заинтересованность и игра. Именно в игровой форме усвояемость материала наиболее высока.

Обучение гигиене полости рта у детей в нашей клинике включает следующие этапы:

  • Мотивационная беседа
  • Индивидуальный выбор и обсуждение с ребенком средств и методов гигиены (выбор красивой и непременно полезной зубной пасты, щетки в виде игрушки или с ярким рисунком и т.д.)
  • Практическое обучение гигиене полости рта. Малыши в игровой форме обучаются чистке зубов. Они могут попробовать это самостоятельно или на специальном макете.

Для более старших детей возможна процедура окрашивания налета, которая наглядно демонстрирует недостатки чистки, а доктор мягко подскажет что нужно поменять в процессе.

Мы обучаем правильной гигиене родителей самых маленьких. У нас вы получите исчерпывающую информацию о том, как, когда и с помощью каких средств лучше начинать и продолжать уход за зубками ваших малышей.

Такое дружественное и безопасное знакомство со стоматологом закладывает прочную и позитивную основу для будущих отношений и здоровья вашего малыша.

Будьте здоровы вместе с нами!

Похожие новости

Имплант одного зуба. Цена в Краснодаре в стоматологической клинике «ДЕНТиК Люкс»

На качественный имплант одного зуба цена в Краснодаре в премиум-клинике «ДЕНТиК Люкс» будет ниже, чем у наших конкурентов. Приятная ценовая политика формируется за счет большого потока клиентуры, высокого профессионализма наших стоматологов и наличия качественных материалов и оборудования.

Лечение детских зубов у стоматолога. Цены в стоматологической клинике «ДЕНТиК ЛЮКС»

У вашего ребенка проблемы и вы ищите лечение детских зубов у стоматолога, цены в Краснодаре, то обратитесь в «ДЕНТиК ЛЮКС». Мы поможем вашему малышу.

Удаление зуба мудрости на верхней челюсти. Цена в Краснодаре в стоматологической клинике «ДЕНТиК Люкс»

Интересует удаление зуба мудрости на верхней челюсти, цена в Краснодаре? Стоматологическая клиника «ДЕНТиК Люкс» предлагает свои услуги. Обращайтесь!

Обучение индивидуальной гигиене полости рта

Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных.

Гигиена полости рта – уход за ротовой полостью, удаление зубного налета с целью предотвращения заболеваний, вызванных отложениями. Гигиена .

Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы). Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения:

Результатом этого этапа должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.

Выбор средств и методов гигиены

На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов.

Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше – при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т. п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов

Для обучения используют две основные методики:

В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения. Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам.

Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы. Врач обращает внимание на то, как пациент. В минимальных условиях можно использовать в качестве моделей зубов кубики, в качестве моделей челюстей — гипсовые ортодонтические модели или полные съемные протезы, в оптимальных условиях используют специальные пластиковые цветные, увеличенные, разборные и т. д. муляжи зубов и челюстей.

Контролируемая чистка зубов

Контролируемая чистка зубов щеткой может быть проведена при соблюдении нескольких условий: пациент располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и зеркало. Процедура состоит из нескольких этапов:

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение ситуации в полости рта. Спустя полгода и более мотивация пациента может быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации:

Читайте также:  Электрические зубные щетки для детей от разных производителей

В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т. д.

Обучение родителей

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в стратегическом профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем — молодые родители.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка.

Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой.

Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья. Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, подобрать подходящие средства гигиены, разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка.

Обучение гигиене полости рта от А до Я

Уход за полостью рта у детей

Период новорожденности

До появления первого молочного зуба в целях профилактики нужно:

  • После каждого кормления протирать десны малыша марлевым тампоном для удаления остатков пищи и бактерий;
  • Давать малышу «жевать» резиновое зубное кольцо. Это способствует стимуляции слюноотделения, что очищает слизистую оболочку полости рта. Кроме того, использование зубного кольца ускоряет прорезывание молочных зубов и может снижать зуд, характерный для периода прорезывание молочных зубов.

После прорезывания первого молочного зуба необходимо:

  • Осторожно очищать десны и зуб марлевой салфеткой,
  • Начинать использовать детские зубные щетки, но пока без пасты, т.к. они могут вызвать рвотный позыв (их черед наступает позже, с 2-2,5 лет).
  • С маленькой атравматичной (закругленной) головкой,
  • С очень мягкой щетиной,
  • Кончики каждой щетинки должны быть закруглены и отполированы.

Кроме того, рекомендуется использовать детскую зубную щетку- напалечник. Взрослый надевает ее на указательный палец и легкими движениями очищает полость рта, массирует десны. Щетка-напальчник изготовлена из мягкого латекса, поэтому ее можно использовать и до появления первых временных зубов.

Детям в возрасте от двух до шести лет:

  • Дети старше 2 лет приучаются к самостоятельной гигиене полости рта под строгим контролем взрослых.
  • Родители должны контролировать минимум до 8 лет, как ребенок выполняет гигиенические процедуры.
  • Надо напоминать почистить зубы, смотреть как ребенок пользуется щеткой и пастой, проверять результаты гигиены.

Эффективные движения зубной щеткой

Правильные движения зубной щеткой дляоптимального выполнения чистки зубов может показать Вам детский стоматолог. Опытный специалист также даст Вам любые другие консультации, касающиеся особенностей ухода за полостью рта ребенка.

Щетка должна быть такой:

  • С мягкой щетиной, с закругленными и отполированными кончиками,
  • С большой ручкой,
  • С индикацией степени износа щетины.

Детская лечебно-профилактическая зубная паста должна быть такой:

  • С фтористым соединением,
  • С мягким абразивом (предпочтительно с кремниевым),
  • Без сильных антисептиков,
  • С кальциевым компонентом.

С четырех лет дети могут пользоваться флоссами (при соответствующих мануальных навыках).
С шести лет можно разрешить ребенку жевать резинку без сахара, только после еды и не более 10 минут.

Детям в возрасте с шести до восьми лет:

  • Можно рекомендовать электрическую детскую зубную щетку:
  • с мягкой двухуровневой щетиной,
  • с индикацией износа щетины,
  • с круглой головкой.

В подростковом периоде происходит смена зубов молочного прикуса на постоянные зубы:

Зубная профилактическая щетка должна иметь:

  • Шетину средней степени жесткости или мягкую,
  • Закругленные и полированные кончики щетинок,
  • Закругленную форму головки размером, соответствующим величине зубов,
  • Небольшую головку, что обеспечивает маневренность в полости рта,
  • Объемную ручку для лучшего удержания щетки в руке.

Лечебно-профилактическая зубная паста должна быть такой же, что и для взрослых:

  • С фтористым компонентом,
  • Без сильных антисептиков,
  • С кальциевым компонентом,
  • С экстрактами трав.

Рекомендуется чередовать разные пасты.
Ополаскиватели для рта также должны периодически меняться и быть такими:

  • С фтористым компонентом,
  • Без сильных антисептиков,
  • С экстрактами трав.

Предпочтительно, чтобы фтористый компонент, содержащийся в зубной пасте, совпадал с фтористым ингредиентом ополаскивателя.

Флоссы могут быть воскованные или невоскованные, лучше, если в их состав входит фтористый компонент.

Электрическая зубная щетка должна быть такой:

  • С профилактической щеткой-насадкой,
  • Двухуровневым расположением щетины,
  • иметь две степени жесткости щетины – среднюю и мягкую, с индикацией степени износа щетины,
  • С круглой головкой,
  • С умеренной вибрацией.

Монопучковая зубная щетка используется как дополнительное средство гигиены после чистки основной зубной щеткой, а также для чистки труднодоступных мест.

Общие рекомендации по соблюдению гигиены полости рта:

  • У ребенка должна быть своя зубная щетка.
  • Используйте только щетки с синтетической щетиной, т.к. натуральная щетина быстро расщепляется на концах и становится средством распространения микробов во рту.
  • Менять щетку на новую надо каждые 2-3 месяца.
  • Количество зубной пасты для ребенка до 6 лет должно соответствовать капле размером с горошину.
  • Надо чистить зубы после каждого приема пищи, минимум – после завтрака и ужина.
  • Время чистки – около 3 минут.
  • После каждой чистки зубов необходимо мыть щетку, чтобы освободить от зубной пасты и остатков пищи.
  • Если нет возможности почистить зубы, надо ополоснуть рот водой.
  • Жевательные резинки без сахара следует использовать только после еды и кратковременно. Они не могут заменить основные средства гигиены полости рта.
  • Необходимо обращать внимание на содержание фтористых компонентов в пастах и ополаскивателях для детей и подростков. Такие пасты должны использоваться только в районах, где понижено или полностью отсутствует фтор в питьевой воде. В Чебоксарах именно такая вода. Применение паст и ополаскивателей с фтором не рекомендуется в регионах с повышенным содержанием фтора в питьевой воде.

Дорогие родители, вы можете записаться на бесплатную консультацию, где наши специалисты индивидуально подберут те средства гигиены, которые необходимы конкретно для вашего малыша.

Обучение детей гигиене полости рта

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.

Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.

Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 последовательных этапов:

2) полоскание рта водой;

3) мытье зубной щетки с мылом;

4) нанесение зубной пасты на головку щетки;

6) полоскание рта водой;

7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

Дошкольников 2-4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:

1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;

3-е занятие – рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

Читайте также:  Специальное предложение от Megasonex — ультразвуковая зубная щетка

4-е занятие – обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5-е занятие – чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.

6-е занятие – чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7-е занятие (дома) – чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5-7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное – контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать “вкусную” пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1-4-е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

– наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

– средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.

5. Практическая работа:

– Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

– Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей.

2. Основные средства гигиены полости рта.

3. Состав зубных паст.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Методы чистки зубов.

2. Стандартный метод чистки зубов.

3. Контролируемая чистка зубов.

4. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей?

5. В чем заключаются особенности индивидуальной гигиены полости рта при различных стоматологических заболеваниях и лечебных мероприятиях?

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятияВремя
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос35 минут
3. Объяснение нового материала.35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни.65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом.5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить все методы чистки зубов.

2. Описать методику стандартного метода чистки зубов.

3. Описать подбор зубной щетки и метода чистки зубов для ребенка 5 лет.

4. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ №7

1. Тема занятия:

«Индивидуальная гигиена полости рта. Дополнительные средства гигиены. Жидкие средства гигиены полости рта ( настои, настойки, ополаскиватели, элексиры, спреи и дезодоранты). Способы их применения. Электрические средства гигиены полости рта. Классификация жевательных резинок. Ошибки допускаемые при проведении личной гигиены полости рта».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Дополнительные средства и предметы гигиены полости рта.

2. Классификация жидких средств гигиены полости рта.

3. Электрические средства гигиены полости рта. Методика применения.

4. Классификация жевательных резинок.

Студент должен уметь:

1. Проводить стоматологический осмотр.

3. Подобрать дополнительные средства гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта.

2. Обучить пациента стандартному методу чистки зубов.

Студент должен ознакомиться:

– с дополнительными средствами гигиены полости рта,

– с показаниями и способами применения жидких средств гигиены полости рта,

– с разновидностями электрических предметов гигиены полости рта,

– с классификацией жевательных резинок,

– с ошибками, допускаемыми при проведении личной гигиены полости рта.

Обучение гигиене полости рта от А до Я

Индивидуальная гигиена полости рта является, безусловно, основным методом первичной профилактики заболеваний пародонта.
Однако понятие «качественная индивидуальная гигиена полости рта» предполагает корректное выполнение следующих моментов:
• регулярная и правильная чистка зубов;
• использование качественных зубных щеток и паст;
• использование дополнительных средств профилактики (флоссы, межзубные ершики, ирригаторы, приспособления для очищения языка и др.).

Однако при безусловном приоритете индивидуальной гигиены полости рта, как указывалось выше, следует уделять самое пристальное внимание устранению и тех клинических ситуаций, которые либо резко снижают ее результативность, либо не позволяют достичь желаемого эффекта. В частности, к ним относятся:
• зубочелюстные аномалии;
• дефекты пломбирования, протезирования, ортодонтического лечения;
• нарушение архитектоники прикрепления мягких тканей преддверия полости рта;
• наличие супраконтактов и отсутствие физиологической истираемости эмалевых бугров после 25 лет.

Именно поэтому в перечень мер первичной профилактики и входят вмешательства, направленные на устранение (либо существенное снижение степени влияния) перечисленных ситуаций.

Наши собственные исследования показали, что после подробного инструктажа подавляющее большинство пациентов могут освоить технику качественной чистки зубов. Однако практически все взрослые лица постоянно выполняют ее в течение от 1,5 до 3 мес. После этого, как правило, они теряют мотивацию и возвращаются к привычной (некачественной) чистке. Такая реальность (притом, что на словах все пациенты детально излагают все тончайшие сведения о правилах чистки и самых последних средствах гигиены и убеждают, что они так и делают) дает основание для того, чтобы весьма скромно оценить прогноз индивидуального обучения взрослых лиц и искать пути, которые позволят реализовать поистине великий потенциал индивидуальной гигиены. Еще один факт убедил нас в правомерности такой необходимости: оказалось, что только учащиеся первых классов в точности выполняют все указания инструктора. По мере их взросления, уже во втором классе они все бодрее излагают правила чистки и все хуже их выполняют. Следовательно, актуальны сразу две задачи.
1. С какого возраста следует начинать гигиеническое обучение, чтобы уроки обучения обеспечивали максимальную мотивацию на всю жизнь?
2. Как часто следует повторять процесс индивидуального обучения и контроля, чтобы человек фактически постоянно выполнял необходимые требования?

Основываясь на собственных данных, которые очень согласуются с мнением специалистов-гигиенистов, мы полагаем, что детей обучать правилам гигиены полости рта и контролировать ее качество необходимо с возраста 2—3 лет. Причем с первого года родители должны сами чистить ребенку зубы, а как только ребенок овладеет приемлемыми мануальными навыками, важно обучить ребенка не только технике ухода за полостью рта, но и воспитывать у него осознание важности строгого его соблюдения (т. е. мотивацию). Однако реально на результат можно рассчитывать лишь в случае, если окружающие ребенка взрослые, в первую очередь родители, будут делать то же самое. В противном случае эффект усилий будет нулевым, так как дети копируют поведение взрослых.

Что же касается взрослых (тут наши результаты опять же совпадают с данными других специалистов), то после обучения и еженедельного контроля в течение 1 мес. в последующем повторные осмотры с демонстрацией состояния гигиены с помощью красителя (иначе пациент не будет убежден в необходимости улучшения гигиенического ухода) следует проводить не реже 1 раза в 3 мес. до достижения качественного ухода за полостью рта.

Кстати, именно реальные сложности привития самого, казалось бы, элементарного понятия о необходимости регулярной чистки зубов и показывают, что решение этой задачи в должных масштабах возможно (опять же на деле эти возможности окажутся куда скромнее гипотетических) только при том условии, что индивидуальные усилия специалистов найдут поддержку в самых широких средствах массовой информации: телевидение, радио, причем в передачах, ориентированных специально на различные возрастные группы населения.

Таким образом, индивидуальная образованность и мотивация в отношении гигиенического ухода за полостью рта могут дать максимально возможный результат только в случае одинаково интенсивного и направленного обучения — индивидуального, коллективного, массового.

Только после успешного решения перечисленных задач первого этапа есть надежда получить ожидаемый эффект конкретных средств и методов профилактики, которые также носят индивидуальный, коллективный и массовый характер.

Ссылка на основную публикацию